Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Предыстория Подводной Лодки

С тех пор как человечество стало осваивать водную стихию, его безудержно обуревало желание заглянуть в глубины вод. Сначала это было самое прозаическое любопытство. Вспомним хотя бы попытки Александра Македонского погружаться в морские глубины в сконструированной Аристотелем стеклянной бочке. Однако очень скоро к любопытству примешалось желание воспользоваться подводной стихией для своей пользы. Рыбный промысел и «подводные огороды» — это как бы одна сторона медали. К сожалению, другая ее сторона — война.

Александр Македонский совершает погружение в стеклянной бочке

Александр Македонский совершает погружение в стеклянной бочке

 

Первое, чем воспользовался человек в военных целях в подводном царстве, — это скрытность. Легенды рассказывают о том, что наши предки умели надолго скрываться под водой, пользуясь для дыхания полой камышинкой. Запорожские казаки научились не просто находиться под водой, но продвигаться в сторону приморских крепостей противника. Можно представить, какой ужас испытывали правоверные турецкие воины, когда внезапно прямо со дна морского на них выходили сотни атакующих казаков.

 

Так мог выглядеть действующий макет «потайного судна» Е. Никонова

Так мог выглядеть действующий макет «потайного судна» Е. Никонова

 

 Зная некоторые особенности их военного искусства, можно предположить, что подобного эффекта они добивались, используя свои долбленые челны. Перевернув их вверх дном и притопив буквально на десяток сантиметров, запорожцы получали своеобразный колокол, в котором находилась воздушная подушка. Благодаря этому экипаж челна мог некоторое время находиться под водой.

Эра отечественного подводного кораблестроения наступает в начале XVII в. Все началось с того, что в 1718г. уроженец подмосковного села Покровское плотник Ефим Никонов подал челобитную на имя царя Петра I с предложением создать «потаенное судно».

 

Первая боевая подлодка «Черепаха»

Первая боевая подлодка «Черепаха»

 

 В отличие от иностранных предшественников, эта подлодка уже была доведена до модели. И хотя ее испытания, в основном из-за течи, завершились неудачно, император приказал строить полномасштабный корабль. Однако неудачи продолжали преследовать изобретателя, и после смерти Петра Великого все работы прекратили. Кроме проблем, связанных непосредственно с подводным плаванием, существовала еще одна — выбор оружия. Ведь корабли противника нужно было как-то топить, а никакого средства для взламывания подводной части судов в то время не существовало. Сначала Никонов хотел вооружить свое детище обыкновенной пушкой, но для стрельбы под водой она оказалась совершенно непригодной. Тогда изобретатель решил оснастить подлодку шлюзовой камерой для выхода водолаза в подводном положении, который и должен был делать дыры в днище с помощью топора или коловорота.

В России первую действующую подводную лодку спускают на воду в 1834г. Ее создателем стал знаменитый русский фортификатор Карл Андреевич Шильдер. Уже будучи генерал-адъютантом, он серьезно занялся подводными минами, а после этого — подводной лодкой. Его детище могло погружаться и перемещаться в подводном положении, но применение в боевой обстановке было проблематично из-за невозможности определить направление движения.

 

Подводная лодка К. А. Шильдера

Подводная лодка К. А. Шильдера

 

В мутной воде Финского залива не помогали ни иллюминаторы, ни примитивный перископ. К тому же двигатель мощностью в четыре матросские силы обеспечивал скорость хода, не превышающую 0,3 узла, да и дальность плавания, естественно, была невелика. Частично этот недостаток должна была компенсировать «плавучая пристань», которую вместе с подлодкой планировалось буксировать быстроходным пароходом в район нахождения противника. Для поражения кораблей применялась мина с гарпуном, закрепленная на бушприте и подрываемая электротоком. Кроме этого, изобретение Шильдера по праву может считаться первой ракетной подлодкой, на ее палубе размещались шесть направляющих для запуска пороховых ракет.

 

Подводная лодка И. Ф. Александровского

Подводная лодка И. Ф. Александровского

 

Для отечественной истории первая действующая подводная лодка связана и с появлением первых подводников. Ими стали нижние чины лейб-гвардии саперного батальона и Гвардейского морского экипажа под командованием офицеров Жмелева и Адамопуло. Кстати, этот корабль хорошо известен не только специалистам, но и миллионам кинозрителей, так как он был взят за прототип подводной лодки в чехословацком фильме «Тайна острова Бек-Кап», правда «внутренняя начинка» явно соответствовала уже веку следующему. Что касается самой подлодки Шильдера, то она так и осталась экспериментальной.

В 1865г. на воду спускают очередную российскую подводную лодку конструкции преуспевающего художника-фотографа Ивана Федоровича Александровского.

Тактико-технические элементы первых отечественных экспериментальных подводных лодок

Основные элементы

Шильдера

Александровского

Джевецкого, II серии

Водоизмещение, т:

16,4

355—363

3,3

Главные размерения, м: длина наибольшая ширина наибольшая высота

16,4

6

1,5

33

3,66

6,7

ок.6

 1,37

1,66

Главная энергетическая установка

ручной привод

пневматическая машина

ручной привод

Скорость хода наибольшая, узлы

0,3

3,5

2,5

Дальность плавания, миль

9

Глубина погружения, м

ок. 12

26

12,5

Вооружение

бочонок с 16кг пороха, пороховые ракеты — 6

всплывающая мина

всплывающая мина

Примечание. Знак • обозначает, что значение элемента неизвестно.

 

Его фотоателье на Невском считалось самым престижным в Санкт-Петербурге. В 1866г. начались первые испытания подлодки в Средней Кронштадтской гавани на глубине 9м. Причем экипаж в количестве 22 человек во главе с командиром капитаном 1 ранга Г. Ф. Эрдманом пробыл под водой 17 часов. Менее удачно прошли ходовые испытания. Прежде всего, вместо запланированной скорости хода в 5,5 узла реально смогли достигнуть только 3,5 узла. Правда, и это являлось

огромным достижением. Дело в том, что принципиальным отличием подлодки Александровского от всех предыдущих стала пневматическая двухцилиндровая машина. Расчетной 30-мильной дальности плавания достичь также не удалось.

 

Подводная лодка И. Ф. Александровского

Устройство подводной лодки И. Ф. Александровского: 1 — пневматические машины; 2 — резервуары со сжатым воздухом

 

Но самые большие нарекания вызвала управляемость подлодки. Во время испытаний она периодически то утыкалась в дно, то всплывала на поверхность. Александровский считал, что касание дна отчасти связано с малыми глубинами района испытаний, но одновременно он не был уверен, что и на больших глубинах подлодка не провалится до дна. По этой причине требовалось, как минимум, точно определить предельную глубину погружения. Испытания проводились в июле 1871г. без экипажа, всплытие обеспечивалось продуванием резиновых спасательных мешков. Глубина 25,5м была преодолена без замечаний: корпус не пострадал, мешки обеспечили всплытие. С глубины около 29м лодка всплыла, но наблюдалась деформация корпуса. Глубина 32м оказалась роковой, мешки не смогли поднять подлодку на поверхность. Достали ее только через год, поставили в эллинг Нового Адмиралтейства, но так и не восстановили. Одной из причин забвения послужило то, что Александровский сам разуверился в возможности создания боевой подводной лодки и предложил переделать свое детище в полупогружаемой корабль, то есть вернулся к идее американского «Давида», что явно являлось шагом назад. Ситуацию не изменило даже предложение Александровского вооружить новый вариант своего корабля торпедами собственной конструкции.

 

Первая (слева) и четвертая подводные лодки С. К. Джевецкого

Первая (слева) и четвертая подводные лодки С. К. Джевецкого

 

С 1876г. созданием подводных лодок занимался Степан Карлович Джевецкий. Получив образование в Париже в Центральном инженерном училище, он спроектировал последовательно четыре подводных корабля и все его разработки были воплощены в металле! Более того, третий вариант подводной лодки строился серией в 50 единиц. Их распределили между Балтийским и Черноморским театрами, и они предназначались для обороны приморских крепостей. К сожалению, эти корабли не избежали основных «детских болячек» своих предшественников, что, в некотором роде, было неизбежно, так как здесь опять в качестве двигателя применялась мускульная сила. Принципиально проблемы мог решить только механический двигатель. И именно Джевецкий в отечественном подводном кораблестроении сделал этот шаг: на подводной лодке четвертой серии винт вращал электромотор, питающийся от аккумуляторной батареи. Несмотря на то что эта подводная лодка была в единственном экземпляре, судьба у нее счастливая: именно она сейчас размещена в качестве экспоната в одном из залов Центрального Военно-морского музея.

На этом завершилась первая страничка истории российских подводных лодок. Несмотря на то что за это время было построено минимум 60 подводных кораблей, никакой реальной угрозы для противника они не представляли. Причин тому было несколько, и все они носили в основном объективный характер. Во-первых, еще не были апробированы средства движения, которые могли бы обеспечить приемлемые скорость и дальность подводного хода. Во-вторых, до конца не были решены вопросы точности удержания курса и глубины движения подводных лодок, а также подводной навигации. Наконец, имевшийся арсенал вооружения не оставлял никаких шансов на поражение движущейся, а тем более маневрирующей цели. Потенциальная жертва подводной лодки, чтобы стать таковой, должна была не только сама прийти к ее базе, но еще и встать на длительный срок на якорь. Однако эти десятилетия не прошли даром, и хотя подводные лодки Александровского и последняя Джевецкого были лишь исключением из правила, но эти исключения предвосхитили новую эру подводного кораблестроения — эру электродвижения под водой и торпедного оружия.

Идея атаки судов из-под воды

В древние времена появилась идея атаки судов из-под воды. Первым, хоть и нереализованным, проектом боевого подводного корабля, по-видимому, была подводная лодка Леонардо да Винчи: на сохранившемся эскизе хорошо виден таран — наиболее грозное оружие морского боя той эпохи. Как известно, великий итальянец уничтожил чертежи своего корабля, мотивируя это тем, что «люди настолько злобны, что готовы уничтожать друг друга даже на дне морском».

Но первой подводной лодкой стало отнюдь не боевое судно. В 1620г. голландский ученный Корнелий ван Дреббель, в то время придворный врач британского монарха, построил прогулочную подводную галеру, в которой можно было совершить подводное путешествие по Темзе. Были ли в ней иллюминаторы, неизвестно, но вот желающие пощекотать себе нервы точно нашлись, и подобное развлечение пользовалось большой популярностью у лондонской знати. Правда, большинство предпочитало наблюдать за всем с берега.

Все же идея подводного оружия более владела умами людей, чем цивильное использование подводных судов. Очередная попытка создания боевой подводной лодки относится к 1634 году. Но тогда все завершилось лишь неосуществленным проектом, который разработал французский монах П. Мерсен. Интересно, что, несмотря на заостренную форму носовой оконечности, проектируемая подлодка не имела тарана. Главным ее оружием должны были стать сверла для проделывания дыр в днище кораблей, а также две пушки с невозвратными клапанами для предотвращения попадания воды внутрь подлодки через ствол во время выстрела.

Первым подводным судном, которое по праву можно считать боевым кораблем, стала «Черепаха», построенная в 1773г. по проекту Давида Бушнелля. Произошло это в Североамериканской колонии Великобритании, и во время войны за ее независимость представился шанс опробовать новое оружие в деле. 6 сентября 1776 г. состоялась первая атака подводной лодки корабля противника. Таковым оказался британский 64-пушечный фрегат «Игл». «Черепаха» сумела подойти под днище корабля, но бур, с помощью которого единственный член экипажа сержант Ли собирался прикрепить мину к цели, неожиданно наткнулся на медные листы, которыми обшили корпус фрегата для защиты от обрастания. Совершенно обессиленный, с огромным трудом Ли смог вернуться к берегу. По-разному можно оценивать это событие. С одной стороны, фрегат остался цел. С другой — подлодка полностью реализовала замысел своего создателя.

 

Полуподводная лодка «Давид»

Полуподводная лодка «Давид»

 

Идея удара из-под воды, витавшая в воздухе уже несколько столетий, должна была в конце концов материализоваться, и это произошло в 1864 г. Тогда во время Гражданской войны в США более экономически развитый Север, имея явное преимущество перед Югом в надводных кораблях, установил морскую экономическую блокаду противника. Конфедераты, так называли себя южане, ответили на это применением подводных лодок. Вообще в годы Гражданской войны в Америке произошел своего рода бум подводного кораблестроения. Сразу несколько изобретателей сконструировали около десятка погружающихся и полупогружающихся судов, половина из которых воплотилась в металле.

В частности, южане построили несколько полупогружаемых кораблей, имевших одно название — «Давид». После заполнения балластных цистерн 15-м корпус почти полностью погружался в воду, над поверхностью оставались лишь дымовая труба паровой машины и фальшборт, ограждавший кокпит, где находились командир и рулевой. 5 октября 1863 г. один из «Давидов» сумел подорвать свою шестовую мину о борт броненосца северян «Нью Айронсайдс». Однако удар пришелся в броневой пояс, и заряда мины оказалось недостаточно для его разрушения. Таким образом, броненосец оказался невредим, но образовавшаяся при взрыве волна захлестнула сам «Давид» и затушила его топку. Командир приказал покинуть корабль и вместе с рулевым прыгнул в воду, а затем они доплыли до «Нью Айронсайдса» и сдались в плен. Еще два члена экипажа выполнить команду не смогли по причине того, что не умели плавать. Поэтому им ничего не оставалось делать, как ввести в действие котел и под своей машиной вернуться в базу. Результат этого боя наглядно показал, что одним из главных преимуществ подводной лодки как раз является ее способность поражать противника в наиболее уязвимое место — днище. «Давид» же, являясь полупогружаемым кораблем, не смог нанести удар ниже броневого пояса и в этом смысле его атака ничем в принципе не отличалась от атаки надводного корабля.

Все это полностью подтвердилось буквально в следующем году, когда ту же шестовую мину впервые применила настоящая подводная лодка. Ею стала «Горацио Л. Ханли», созданная инженерами Джеймсом Макклинтоком и Бакстером Вотсоном и названная в честь финансиста проекта. Подводная лодка имела железный корпус, переделанный из старого парового котла длиной 10,5, шириной 1,2 и высотой 1,5—1,75м. Ее винт приводили в движение 8 матросов. Для поражения неприятеля имелись шестовая мина и бочонок с 30 кг пороха. Именно этот корабль вечером 17 февраля 1864 г. атаковал паровой корвет северян «Хаусатоник» (1400 т). Несмотря на то что янки заметили приближавшуюся подлодку и открыли по ней огонь из ружей и револьверов, «Ханли» нанесла смертельный удар: в результате взрыва шестовой мины сдетонировал артиллерийский погреб и корвет почти мгновенно затонул. Первая победа нового оружия омрачилась гибелью самой подлодки. Ее нашли лишь в августе 1994 г. в Маффитском канале, ведущем в Чарльстоунскую гавань, то есть лодка погибла на подходе к базе, двигаясь в надводном положении.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля