Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Подводные лодки на Войне

1 августа 1914г. начинается Первая мировая война. А уже 22 сентября доселе малопонятное и всерьез слабо воспринимаемое новое средство борьбы на море буквально взрывает многовековые устои военного искусства однородных надводных флотов. В этот день уже устаревшая германская подводная лодка U-9 в течение часа топит сразу три британских крейсера. Такого не ожидал никто, потому что такого никто не мог себе даже представить.

 

Германская подводная лодка U-9

Германская подводная лодка U-9

 

А уже через год подводные лодки не только превратились в полноценный класс боевых кораблей, но стали кардинально влиять на ход войны на море. Все эти процессы в полной мере коснулись и отечественного флота. Имея к началу военных действий в своем составе полтора десятка боеспособных подводных лодок, русское командование сразу начало их активное применение, в том числе против судоходства. В предвоенные годы подобных взглядов на возможность применения подлодок придерживались только германские моряки, во всех остальных странах, кроме защиты своего побережья, в них видели оружие прежде всего против боевых кораблей. Результатом боевой деятельности русских подводных лодок в годы Первой мировой войны стали потопленные и захваченные 29 пароходов и 70 всевозможных шхун. Гражданская война добавила к этому списку британский эсминец. Учитывая общее количество российских подводных лодок, участвовавших в боевых действиях — 41 единица, это наивысший показатель за все последующие войны: 2,4 цели на каждую находящуюся в строю подлодку.

Между двумя мировыми войнами сложилась достаточно устойчивая классификация подводных лодок. Во-первых, во всех странах их отнесли к отдельному классу кораблей. Во-вторых, во всех ведущих военно-морских державах по своему основному вооружению они делились на три группы — торпедные (ударные), минные заградители и специального назначения. К последним и по сей день относятся всевозможные транспортные, носители сверхмалых подлодок и самолетов, радиолокационного дозораи т. д. В каждой из этих групп подлодки могли подразделяться по размерам на большие, средние, малые и сверхмалые. Обычно классификация подводных лодок представляла собой комбинацию всех этих признаков.

Наиболее разнообразной являлась группа ударных подводных лодок. По предназначению они делились на крейсерские, позиционные и эскадренные. Крейсерские подводные лодки предназначались для действий в удаленных от основных театров войны районах, с ослабленной системой противолодочной обороны (ПЛО). Применялись они одиночно и имели разнообразный комплект вооружения: торпеды, мины, артиллерию, летательные аппараты. Позиционные подлодки предназначались для борьбы на коммуникациях против охраняемых конвоев (отрядов из военных транспортов, торговых судов и охраняющих их боевых кораблей) методом маневрирования в заданном районе. Они же могли применяться на коммуникациях в составе различных по количеству групп. Эскадренные подводные лодки предназначались для действий в едином боевом порядке с группировкой надводных кораблей.

Основные тактико-технические элементы подводных лодок периода Второй мировой войны

Название

Тип К

XXI серия

Тип С IX-бис серии

XXIII серия

Тип М XV серии

Страна разработчик проекта, год

СССР,

Германия,

СССР,

Германия,

СССР,

вступления в строй головной пл

1939

1944

1939

1944

1943

Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

надводное

1487

1621

837

234

281

подводное

2117

2100

1090

278

351

Запас плавучести, %

41          

28

12,6           

10,3          

25

Главные размерения, м:

 

 

 

 

 

длина наибольшая

97,8

76,7

77,7

34,7

49,5

ширина наибольшая

7,4

6,6

6,4

3 3,

4,4

осадка средняя

4

6,3

4

7

2,84

Главная энергетическая установка:

 

 

 

 

 

число × мощность дизелей, л. с.

2 × 4200

2 × 2000

2 × 2000

1 × 580

2 × 600

число × мощность

2 × 1200

2 × 2100

2 × 550

1 × 580

2 × 218

электродвигателей, л. с.

 

2 × 113

 

1 × 35

 

запас топлива (полный), т

46 (240)

230 (253)

40,2 (126)

20

14,4 (30)

Скорость хода, узлы:

 

 

 

 

 

надводная наибольшая

22,5

15,6

19,5

9,7

15,5

надводная экономичная

9

12

10

8

8

подводная наибольшая

10,3

17,2

8,7

12,5

7,9

подводная экономичная

3

6

2,9

4

2,9

Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

 

надводная экономичным ходом

16 500

11 150

8200

2600

4500

подводная экономичным ходом

175

285

139

175

85

Глубина погружения предельная, м

100                      

200

100

150           

60

Время погружения, с:

 

 

 

 

 

из крейсерского положения

65

48

20

34

из позиционного положения

50

18

20

14

25

Вооружение:

 

 

 

 

 

носовые 533-мм ТА

6

6

4

2

4

кормовые 533-мм ТА

4

2

боекомплект торпед

24

23

12

2

4

мины

20

артиллерийские установки

2—100-мм

2 × 2 —

1—100-мм

1—45-мм

 

2—34-мм

20-мм

1—45-мм

 

 

Экипаж, чел.

64

57

42

14

 

 

Разница между крейсерскими и большими позиционными подводными лодками практически отсутствовала. Чисто теоретически крейсерские должны были отличаться большими автономностью и дальностью плавания в надводном положении, вообще повышенными надводными мореходными качествами. Большие позиционные подлодки, которые предназначались для атаки хорошо защищенных конвоев, должны были обладать улучшенными подводными мореходными качествами. В ходе Второй мировой войны одновременно те и другие подлодки имелись только в германском флоте. Однако из-за уровня развития техники грань между ними была почти неуловима. Во флотах других государств, как правило, имелись или крейсерские, или большие, или океанские подводные лодки, что фактически являлось одним и тем же. По этой причине рассмотрим их вместе.

 

Крейсерская подводная лодка типа К

Крейсерская подводная лодка типа К

 

Иногда крейсерские подлодки еще называли «подводными крейсерами», но это просто литературное выражение, так же как, например, «дредноут». Впервые это выражение применили к германским подлодкам, вооруженным артиллерией «крейсерского» калибра — 152 мм.

Примерами крейсерских и больших подлодок могут служить отечественная подлодка типа К XIV серии и германская XXI серии (табл.). Первую можно считать классикой начала Второй мировой войны, а вторую — ее результирующим продуктом.

Двухкорпусная подводная лодка

Двухкорпусная подводная лодка типа К имела 7 отсеков при максимальном диаметре прочного корпуса в районе дизельного отсека 5,3м (в остальной цилиндрической части — 4,85м) и 14 цистерн главного балласта, пять из которых были приспособлены для хранения топлива. Впервые в отечественном военном кораблестроении обеспечивалась надводная непотопляемость подводной лодки при заполненных топливом четырех цистернах.

Цистерна главного балласта № 14 являлась минно-балластной, так как в ней было оборудовано минно-постановочное устройство, рассчитанное на 20 мин типа ЭП-36. Дело в том, что изначально ставилось условие о вооружении будущего подводного крейсера как торпедным, артиллерийским, так и минным оружием. При этом отработанный в отечественном флоте способ постановки мин в подводном положении по типу «Краба» в данном случае не подходил. Во-первых, он не позволял придать корме оптимальные с точки зрения ходкости обводы, а во-вторых, исключал возможность размещения кормовых торпедных аппаратов, что было неприемлемо для самой сути подводного крейсера. Поэтому предложили мины разместить на минных рельсах в два ряда в балластной цистерне, расположенной в прочном корпусе под центральным постом, и сбрасывать их прямо под киль через два специальных люка. Перемещение мин по рельсам осуществлялось посредством электролебедки, а сбрасывание — вручную, с помощью рукоятки, выведенной в специальный пост управления. Данный способ позволял улучшить остойчивость корабля, осматривать мины в походе, однако периодическое смачивание и осушение мин и минно-постановочного устройства при погружении и всплытии подлодки приводило к усиленной коррозии и могло вызвать засорение подвижных частей механизмов. Кроме этого, определенные опасения вызывала безопасность сбрасывания мин в сравнительно узкий люк перпендикулярно потоку воды, а также не исключалось самопроизвольное вываливание мин. Для всесторонней проверки предлагаемой концепции минно-балластной цистерны ею оборудовали подводную лодку «Форель» типа «Барс».

Испытания прошли успешно, но эксплуатация кораблей в боевой обстановке подтвердила имевшиеся опасения — отмечено несколько случаев отказа миннопостановочного устройства из-за деформации минных дорожек и заклинивания мин в люке. В ходе испытаний головных лодок типа К выявился еще один опасный момент. Заполнение цистерны № 14 производилось прямо через минные люки и если их заедало, то поступление в нее воды значительно запаздывало по сравнению с другими цистернами главного балласта, а это могло привести не только к нулевой, но даже и к отрицательной остойчивости.

В качестве главных двигателей надводного хода корабль получил два двухтактных реверсивных бескомпрессорных дизеля типа 9ДКР мощностью по 4200 л. с. при 400 об/мин. Это были новейшие отечественные дизеля, и они создавались параллельно с самими подводными лодками, поэтому в ходе проектирования последних не все параметры двигателей были достоверно известны. Так, при получении технической документации на дизеля вдруг выяснилось, что их центр тяжести расположен на целый метр выше заявленного ранее. В результате остойчивость лодки оказалась намного ниже спецификационной и пришлось принимать срочные меры по разгрузке корабля: сняли орудийные щиты, заменили короткими люками прочные шахты погрузки мин, уменьшили толщину обшивки надстройки, ограждения рубки и т. д. Впервые в отечественной практике на подводной лодке установили дизель-генератор, при помощи которого можно было осуществлять экономический надводный ход и зарядку аккумуляторов, а также увеличивать максимальный надводный ход за счет включения электродвигателей в параллельную работу вместе с дизелями. Также впервые применялась фреоновая рефрижераторная установка для кладовых провизии, имелись два электроопреснителя производительностью по 40 л/ч каждый, электрокамбуз, душевые. Весь личный состав обеспечивался койками, а офицеры размещались в каютах.

 

Устройство подводной лодки типа К XIV серии:

Устройство подводной лодки типа К XIV серии:

1 — цистерна главного балласта; 2 — дифферентная цистерна; 3 — цистерна быстрого погружения; 4 — минно-балластная цистерна; 5 — прочная рубка; 6 — торпедный аппарат; 7 — запасная торпеда; 8 — мина; 9 — перископ; 10 — дизель; 11 — дизель-генератор; 12 — главные гребные электродвигатели; 13 — аккумуляторная батарея; 14 — турбовоздуходувка низкого давления

Устройство подводной лодки типа К XIV серии:

 

Кормовые торпедные аппараты запасных торпед не имели и загружались через передние крышки, что требовало создания значительного дифферента на нос и занимало много времени. Все запасные торпеды размещались в первом отсеке, причем 10 из них размещались на стеллажах, а 4 находились в специальных пеналах под торпедными аппаратами. Первоначально тактико-техническим заданием предусматривалось вооружение корабля самолетом, но поскольку это требовало значительного увеличения подводного водоизмещения, а главное, ухудшало остойчивость корабля и снижало максимальную подводную скорость до 8,5 узла, от него отказались.

Определенные конструктивные изъяны проекта и выявившиеся в ходе испытаний недостатки (зарывание носом на средних и полных ходах при волнении моря более 5 баллов, заливание шахт подачи воздуха к дизелям, заедание приводов носовых горизонтальных рулей в зимнее время, шумность механизмов в подводном положении, ненадежность функционирования минно-балластной цистерны и ряд других) вызвали к жизни предэскизный проект КУ. Однако он реализован не был.

Всего строилось 12 подводных лодок типа К, три из которых в разобранном виде должны были быть перевезены на Дальний Восток и там собраны во Владивостоке. С освоением Северного морского пути от этого плана отказались, и к началу Великой Отечественной войны две лодки оказались на Севере, две — на переходе туда по Беломорканалу, две — отрабатывались после вступления в строй на Балтике и шесть находились в постройке. Поскольку по предвоенным планам Великобритания рассматривалась как противник, то с началом военных действий подводные лодки типа К должны были действовать у ее баз в Северном море, в частности у Скапа-Флоу. Из шести подлодок типа К, воевавших на Севере, уцелела только одна — К-21. В настоящее время она установлена в Североморске в качестве мемориала.

Германские подводные лодки XXI серии, без преувеличения, являются лучшими в мире кораблями этого класса той эпохи. Во всех ведущих военно-морских державах они стали образцом для подражания. Что же в них было революционного? Создание подлодок XXI серии началось в 1943г. Тогда тактика «волчьих стай», основанная на групповых ночных атаках подлодок, которые действовали из надводного положения, перестала приносить результаты. Лодки, преследующие конвои в надводном положении, обнаруживались с помощью радаров и подвергались упреждающим контратакам. Подводные лодки, вынужденные действовать из надводного положения, так как в подводном они уступали конвоям в скорости хода и имели ограниченный запас энергоресурсов, обрекались на проигрыш.

 

Устройство подводной лодки XXI серии

Устройство подводной лодки XXI серии:

1 — вертикальный руль; 2 — обтекатель гидроакустической станции (ГАС) «Sp-Anlage»; 3 — контейнеры спасательных плотов; 4 — электродвигатель подкрадывания; 5 — устройство для работы дизеля под водой («шнорхель»); 6 — дизель; 7 — жилые помещения; 8 — шахта подачи воздуха для дизелей; 9 — кранцы первых выстрелов; 10 — 20-мм артиллерийская установка; 11 — газовыхлопная шахта; 12 — выдвижная мачта радиоантенны; 13 — антенна радиолокационной станции; 14,15 — командирский и навигационный перископы; 16 — обтекатель ГАС «S-Basis»; 17 — торпедопогрузочный люк; 18 — запасная торпеда; 19 — торпедный аппарат; 20 — обтекатель ГАС «GHG-Anlage»; 21 — аккумуляторные ямы; 22 — редуктор гребного вала; 23 — гребной электродвигатель; 24 — рубка гидроакустики; 25 — радиорубка; 26 — центральный пост; 27 — стабилизатор; 28 — кормовые горизонтальные рули

Устройство подводной лодки XXI серии

 

Решение проблемы лежало в кардинальном улучшении качества подводной лодки, причем именно качества подводного корабля. А это можно было обеспечить только созданием мощной энергетической установки и источников энергии большой емкости, не требующих атмосферного воздуха. Однако работы над новыми газотурбинными двигателями шли медленно, и тогда приняли компромиссное решение — создать дизель-электрическую подводную лодку, но все усилия сосредоточив прежде всего на достижении наилучших показателей элементов подводного плавания.

Особенностью новой лодки стало применение мощных электродвигателей (в 5 раз больше, чем у предшествующих больших подлодок IX серии, имевших такое же водоизмещение) и аккумуляторных батарей с увеличенным втрое количеством групп элементов. Предполагалось, что сочетание этих отработанных решений и совершенной гидродинамики обеспечит подлодке необходимые подводные качества.

Подлодка изначально оснащалась усовершенствованным устройством для работы дизеля под водой «шнорхель». Это позволяло лодке, находясь под перископом и резко сократив свою радиолокационную заметность, заряжать аккумуляторную батарею, совершая переходы под дизелями. Приближение ведущих поиск противолодочных кораблей обнаруживалось подводной лодкой с помощью установленной на «шнорхеле» антенны приемника сигналов работающих радиолокационных станций. Комбинация этих двух устройств на одной выдвижной мачте позволяла своевременно предупреждать подводников о появлении противника и уклоняться от него погружением на глубину.

Общая масса аккумуляторной установки составила 225 т, а ее доля в водоизмещении достигла 14 %. Кроме того, емкость элементов, ранее созданных для подлодок IX серии, была повышена за счет применения более тонких пластин на 24 % в режиме двухчасового разряда или на 18 % двадцатичасового разряда. Однако при этом срок службы аккумуляторов сократился вдвое — с 2—2,5 до 1—1,5 года, что примерно соответствовало среднестатистической «продолжительности жизни» участвующих в боевых действиях подводных лодок. В этомотношении лодки XXI серии рассматривались проектантами как корабли военного времени, в качестве своеобразного «расходного оружия» с относительно коротким жизненным циклом, такое же как танк или самолет. Они не имели избыточных ресурсов, характерных для кораблей мирного времени, находящихся в строю 25—30 лет.

Размещение столь мощной аккумуляторной батареи стало возможно только благодаря оригинальной форме прочного корпуса с поперечными сечениями в виде «восьмерки». На лодках XXI серии аккумуляторные ямы занимали около трети длины прочного корпуса и располагались в два яруса — в нижнем сегменте «восьмерки» и над ним, с центральным проходом между аккумуляторами.

 

Германская большая подводная лодка XXI серии

Германская большая подводная лодка XXI серии

 

Прочный корпус подводной лодки XXI серии делился на 7 отсеков. Но, в отличие от предшествующих лодок VII и IX серий, в ней отказались от выделения сферическими переборками повышенной прочности отсеков-убежищ, которыми, как правило, являлись концевые отсеки и отсек центрального поста. Опыт войны показал, что в условиях боевых действий концепция спасения подводников из отсеков-убежищ практически нереализуема, особенно для лодок океанской зоны. Отказ от отсеков-убежищ позволил избежать технологических и компоновочных издержек, связанных со сферическими переборками.

Принятые для достижения высоких скоростных качеств обводы кормовой оконечности не позволяли разместить кормовые аппараты. Но это никак не влияло на способы применения новых подлодок. Предполагалось, что, обнаружив конвой, она должна занять позицию впереди него, а затем, сближаясь в подводном положении на максимально возможной скорости, прорвать охранение и занять место под судами внутри ордера (взаимного расположения кораблей на переходе морем и во время боя). Затем, двигаясь вместе с судами конвоя на глубине 30—45м и прикрываясь ими от противолодочных кораблей, лодка, не всплывая, выполняла атаки самонаводящимися торпедами. Расстреляв боезапас, она уходила на большую глубину и малошумным ходом уклонялась в корму от конвоя.

Артиллерийское вооружение предназначалось только для противовоздушной самообороны. Две спаренные 20-мм артустановки располагались в башенках, органично вписанных в обводы ограждения рубки. В отличие от предшествующих кораблей подлодки XXI серии впервые оборудовались устройством быстрого заряжания, позволявшим перезарядить все торпедные аппараты за 4—5 минут. Таким образом, технически стало возможно выполнить стрельбу полным боекомплектом (4 залпа) менее чем за полчаса. Это становилось особенно ценным при атаках конвоев, требующих большого расхода боезапаса. Глубину торпедной стрельбы довели до 30—45м, что диктовалось требованиями обеспечения безопасности от таранных ударов и столкновений при нахождении лодки в центре ордера, а также соответствовало оптимальным условиям работы средств наблюдения и целеуказания при выполнении бесперископных атак.

Основу гидроакустического вооружения составляли шумопеленгаторная станция, антенна которой состояла из 144 гидрофонов и размещалась под каплеобразным обтекателем в килевой части носовой оконечности, и гидролокационная станция с антенной, установленной в носовой части ограждения рубки (сектор обзора до 100° на каждый борт). Первичное обнаружение целей на дистанциях до 10 миль производилось на шумопеленгаторной станции, а точное — целеуказание для стрельбы торпедным оружием обеспечивалось гидролокатором. Это позволяло лодкам XXI серии в отличие от своих предшественниц выполнять атаки из-подводы по данным гидроакустики, не всплывая под перископ для визуального контакта.

Для обнаружения наиболее опасных противников — противолодочных самолетов — лодка вооружалась радиолокационной станцией (РЛС), которая использовалась только в надводном положении. Впоследствии на лодках, намечавшихся к сдаче флоту летом 1945 г., планировалось устанавливать новую РЛС с антенной на выдвижной мачте, поднимавшейся в перископном положении.

Большое внимание было уделено гидродинамическим качествам. Форма корпуса обеспечивала малое сопротивление в подводном положении, но в то же время позволяла сохранить и хорошие надводные мореходные качества. Выступающие части сводились к минимуму, им придавалась обтекаемая форма. В итоге, по сравнению с предыдущими большими подлодками серии IXD/42, адмиралтейский коэффициент, характеризующий гидродинамические качества корабля, у лодок XXI серии для подводного положения возрос более чем в 3 раза (156 против 49).

Рост скорости подводного хода потребовал увеличения устойчивости подлодки в вертикальной плоскости. Для этого в состав кормового оперения ввели горизонтальные стабилизаторы. Примененная схема кормового оперения оказалась весьма удачной. В послевоенный период она получила широкое распространение и была применена на ряде дизельных, а затем и атомных подлодок первого поколения.

Гидродинамическое совершенство благоприятно сказалось на подводной шумности корабля. Как показали послевоенные испытания, проведенные ВМС США, шумность лодок XXI серии при движении под главными электродвигателями со скоростью 15 узлов была эквивалентна шумности американских подлодок, идущих со скоростью 8 узлов. При движении со скоростью 5,5 узла под электродвигателями подкрадывания шумность германской подлодки была сопоставима с шумностью американских лодок на самом малом ходу (около 2 узлов). На малошумном режиме движения лодки XXI серии в несколько раз превосходили в дальности взаимного гидроакустического обнаружения эсминцы, охранявшие конвои.

Предусматривались специальные меры по существенному улучшению обитаемости новых подводных лодок. Понимая, что в условиях длительного крейсерства боеспособность подлодки во многом зависит от физического состояния и самочувствия экипажа, конструкторы применили на них такие новинки, как кондиционирование воздуха и водоопреснительную установку. Ликвидировалась система «теплых» коек, и каждый подводник получал свое индивидуальное спальное место. Были созданы благоприятные условия для несения службы и отдыха экипажа.

 

Британская эскадренная подводная лодка типа К

Британская эскадренная подводная лодка типа К

 

Традиционно большое внимание германские конструкторы уделяли эргономическим факторам — удобству работы экипажа, наиболее эффективному боевому использованию им технических средств. Степень продуманности этих «деталей» характеризует такой пример. Маховики на клапанах корабельных систем в зависимости от назначения имели свою, отличную от других, форму (например, маховики клапанов на магистралях, выходящих за борт, имели рукояти с шаровой наделкой). Такая, казалось бы, мелочь позволяла подводникам в аварийной ситуации даже в полной темноте действовать безошибочно, на ощупь управляя клапанами и перекрывая или пуская в действие необходимые системы.

До завершения Второй мировой войны германская промышленность за 1944— 1945 гг. передала флоту 121 подлодку XXI серии. Однако только одна из них 30 апреля 1945 г. вышла в свой первый боевой поход. Это объясняется тем, что после выхода подлодки из завода предусматривалась 3-месячные испытания, а затем еще 6-месячный курс боевой подготовки. Даже агония последних месяцев войны не смогла нарушить это правило.

Эскадренные подводные лодки

Эскадренные подводные лодки, если можно так выразиться, до Второй мировой войны не дожили. Сама идея подлодок, которые плавали бы в едином походном порядке с линейными кораблями, а затем участвовали в морских сражениях главных сил, появилась в Великобритании в годы Первой мировой войны. Уже на ее закате, в 1916 г., заложили 21 подводную лодку типа К. Для обеспечения высокой скорости надводного хода их оснастили котлотурбинной установкой. Высокая аварийность этих кораблей, плохая остойчивость и недостаточная управляемость под водой, а главное — полная бесполезность в эскадренной бою, привели к тому, что все сохранившиеся подводные лодки этого типа сразу после войны вывели в резерв и в 1923—1926 гг. пустили на слом.

Попытка создать эскадренную подводную лодку была предпринята и в Советском Союзе. Однако и она оказалась неудачной, и более никто к подобным кораблям не возвращался.

А. Н. Асафов

В середине 1930 г. инженер А. Н. Асафов, работавший как репрессированный в Остехбюро ОГПУ, предложил эскизный проект подводной лодки для совместных действий с надводными кораблями, который утвердили 23 ноября того же года. Проект предусматривал вооружение шестью торпедными аппаратами с десятью торпедами, двумя 130-мм орудиями в башнях и 37-мм зенитным орудием. Она должна была развивать скорость до 24 узлов в надводном положении и иметь дальность плавания ходом 11 узлов 9650 миль над водой и 23 мили под водой. Из-за неясностив вопросе размещения заказа на главные дизеля и отсутствия основных данных по ним, разработка общего проекта задержалась. Но, не дожидаясь его, 21 мая уже заложили головной корабль, получивший наименование «Правда» (тип П IV серии), а 19 декабря еще два корпуса. Такая поспешность при столь необычных требованиях к подводной лодке, наличие множества сомнительных конструктивных решений и во многом поверхностная их проработка, естественно, привели к разногласиям между автором проекта и курирующими работу организациями. Прежде всего это касалось глубины погружения, а также маневренных качеств в подводном положении. Дело в том, что для обеспечения высокой надводной скорости кораблю были приданы обводы миноносца, а для высокой мореходности — высокий надводный борт. Все это привело, во-первых, к большому запасу плавучести, а значит, большому времени погружения; во-вторых, к недостаточной, даже для того времени, глубине погружения; в-третьих, к большой заметности, а значит, уязвимости от артиллерийского огня в надводном положении; в-четвертых, к чрезмерному удлинению волнорезов носовых торпедных аппаратов, что могло привести к задеванию их хвостовой частью торпеды. Уже в ходе испытаний выявились и другие недостатки: лодка почти не управлялась по глубине при скорости хода менее 4 узлов, при волнении моря более 5 баллов из-за качки и оголения винтов она практически теряла боеспособность. Все это заставило временно приостановить постройку подлодок IV серии до завершения общего проекта корабля, который утвердили лишь 7 октября 1932 г. Однако и тогда остался ряд спорных моментов, связанных прежде всего с глубиной погружения. Поскольку спор о глубине погружения никак не разрешался, то 12 сентября 1935 г. «Правду» просто взяли и погрузили без людей на глубину 72,5м на гинях (талях) спасательного судна-катамарана «Коммуна». Большую глубину погружения спасательное судно обеспечить не могло, но и это превзошло все ожидания, оставив всех довольными.

 

Эскадренная подводная лодка типа П IV серии

Эскадренная подводная лодка типа П IV серии:

1 — цистерна главного балласта; 2 — дифферентная цистерна; 3 — уравнительная цистерна; 4 — прочная рубка; 5 — шахта выхода артрасчета; 6 — торпедный аппарат; 7 — запасная торпеда; 8 — дизель; 9 — главный гребной электродвигатель; 10 — аккумуляторная батарея; 11 — турбокомпрессор низкого давления; 12 — перископ

 

Конструктивные переделки, несоблюдение весовой дисциплины в ходе постройки привели к явной перегрузке подводной лодки. Это заставило отказаться от вспомогательного дизель-генератора и 130-мм башенной артиллерии. Для безопасного выхода торпед из носовых аппаратов пришлось укоротить нос на 2,3м. В качестве главных двигателей на подлодках типа П установили дизеля М10V49/48 германской фирмы MAN.

После передачи флоту все три подводные лодки IV серии не рассматривались как боевые и использовались в качестве учебных.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля