Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Позиционные Подводные Лодки

Позиционные подводные лодки среднего водоизмещения, либо просто средние или морские — являлись самыми массовыми кораблями этого класса в годы Второй мировой войны. Типичными их представителями можно назвать германские VII серии и советские типа С IX серии. Впрочем, это неудивительно, так как они — родные сестры.

История создания самой массовой серии подводных лодок Второй мировой войны относится к 1932г., когда группа отечественных специалистов-подводников выехала в Гаагу для посещения голландского проектно-конструкторского бюро Ingeneer Kontor vor Shiffbau (сокращенно IVS). Директором данного бюро являлся бывший командир-подводник кайзеровского флота Блюм, а техническим руководителем — известный конструктор подводных лодок этого флота доктор Ганс Техель. Принадлежало бюро германской фирме «Дешимаг Везер» и занималось проектированием и наблюдением за постройкой подводных лодок для различных государств. Укомплектовано IVS было высококлассными германскими специалистами с богатейшим опытом постройки подлодок в минувшей мировой войне и имело основной целью сохранить ценные кадры на тот период, пока Германии по условиям Версальского договора запрещалось создавать собственные подводные силы. Бюро уже заявило о себе проектированием нескольких подлодок, в частности для Финляндии, Японии и Испании. Последняя, имевшая обозначение Е-1, привлекла внимание советской делегации. Заинтересованность была обоюдная — немцам нужна была реализация своей продукции для финансирования дальнейших разработок, а нам нужен был передовой опыт создания подводных лодок и передовые технологии. После изучения предоставленной IVS документации подготовили договор, по которому фирма «Дешимаг» должна была проектировать по нашему тактико-техническому заданию проект средней подводной лодки, а также содействовать в размещении ряда заказов на германских фирмах, но сначала советская сторона хотела получить гарантии возможности реализации согласовываемых элементов будущего корабля. Для этого нашей комиссии предложили посетить Картахену, где проводились испытания Е-1.

 

Средняя подводная лодка типа С IX серии

Средняя подводная лодка типа С IX серии:

1 — дифферентные цистерны; 2 — прочная рубка; 3 — торпедные аппараты; 4 — запасные торпеды; 5 — перископ; 6 — дизель; 7 — главный гребной электродвигатель; 8 — аккумуляторная батарея

Средняя подводная лодка типа С IX серии

 

Подлодка произвела хорошее впечатление, все элементы подтвердились, и договор вступил в силу. В течение 1933г. проект Е-2 (такое обозначение получил новый корабль) разрабатывался в Бремене при участии нескольких наших специалистов. В январе 1934 г. его представили руководству Наркомата тяжелой промышленности и командованию Военно-морского флота. Технический проект подводной лодки, названной IX серией, одобрили, начали разработку рабочих чертежей, которые визировались представителями фирмы «Дешимаг» и были закончены в начале 1935г. Не дожидаясь завершения работы над чертежами, в декабре 1934г. закладываются две, а затем третья подлодка. Первоначально они получили буквенное обозначение Н (немецкая) и только с 20 октября 1937г. стала именоваться тип С (средняя). Постройка первых двух корпусов, во многом благодаря дисциплине поставок как германских, так и отечественных контрагентов, шла по графику. В конце 1935г. их спустили на воду, вскоре приступили к швартовым испытаниям и только тогда сочли возможным отказаться от представителей фирмы «Дешимаг». Можно предположить, что германская фирма в накладе не осталась хотя бы потому, что проработки проекта Е-2, финансировавшиеся нашей страной, во многом легли в основу проекта германской подводной лодки VII серии, самой массовой подлодки Второй мировой войны. С другой стороны, это говорит и об удачности принятых технических решений. Третий корпус, где должны были устанавливать приборы и механизмы отечественного производства, из-за задержек поставок, прежде всего дизелей, своевременно сдан не был.

 

Германская средняя подводная лодка VIIC серии

Германская средняя подводная лодка VIIC серии

 

Подлодка имела полуторакорпусную конструкцию, причем прочный корпус был клепаный, а легкий — сварной. Из семи отсеков три выполняли роль убежищ, рассчитанных на давление 10 атмосфер. Всего построили три корабля этого проекта. С-2 погибла в Советско-финляндской войне 1939—1940 гг., а С-1 и С-3 — в первые дни Великой Отечественной войны.

Вскоре после начала строительства трех подводных лодок IX серии приняли решение об увеличении их количества. Однако поскольку в будущем планировалось опираться только на возможности отечественной промышленности, первоначальный проект требовал определенной корректуры, тем более что появились уже первые существенные замечания по кораблям базовой серии. Самым большим изменениям подверглась главная энергетическая установка надводного хода. Вместо германских дизелей фирмы MAN планировалась установка отечественных 47ЛН8 с механическим наддувом, однако они, как говорится, «не пошли». В результате переделок и доводок получился новый четырехтактный восьмицилиндровый нереверсивный дизель 1Д, но с турбонаддувом. Изменили конструкцию мостика, сделав его закрытым, и убрали обтекатель носового орудия. Новый проект, получивший наименование IX-бис серия, позволил сохранить все основные элементы предыдущего, снизить надводное водоизмещение на 3 т и обеспечить максимальный надводный ход 19,5 узла не кратковременно, а длительно. Подводные лодки этой серии впервые получили цельносварные прочные корпуса, но начиная не с головной, а с С-21.

Всего заложили 42 подлодки данного проекта, из которых 38 вошли в строй (14 единиц до войны, 15 — в ходе ее, а 9 — после ее завершения). Из 29 подлодок этой серии, находившихся в строю во время войны, 13 погибло.

Германия строила подводные лодки VII серии в пяти модификациях, правда среди них есть подводный минный заградитель и транспортная подлодка. Но и без них только ударных подлодок VII серии ввели в строй 697 единиц.

Позиционные подводные лодки малого водоизмещения, или просто малые, или подводные лодки прибрежного действия перед Второй мировой войной строили в основном Германия и Советский Союз. Опыт Первой мировой войны показал, что подводная лодка — это наступательное оружие, все видели их в боевых порядках эскадр надводных кораблей и на коммуникациях противника. А для этих целей, естественно, требовались большие подлодки. Германия обратилась к «малюткам» исключительно с целью отработки технологии проектирования и постройки подводных лодок после многолетнего перерыва, вызванного запрещениями Версальского договора. Впоследствии эти корабли в основном использовались для подготовки кадров. Только шесть единиц перевели на Черное море, да еще несколько кораблей участвовали в первые годы войны в боевых действиях на Балтике и в Ла-Манше. Иное отношение к «малюткам» было в

 

Устройство подводной лодки VIIC серии

Устройство подводной лодки VIIC серии:

1 — запасной пост управления рулем; 2 — центральный пост; 3 — командирский перископ; 4 — зенитный перископ; 5 — торпедный автомат стрельбы; 6 — каюты; 7 — жилой отсек; 8 — гальюн; 9— камбуз; 10 — дизель; 11 — гребной электродвигатель

Устройство подводной лодки VIIC серии

 

Советском Союзе. Здесь даже по прошествии более десятка лет после окончания Гражданской войны целые морские театры оставались практически беззащитными, в том числе и такой огромный регион, как Дальний Восток. Только еще зарождающаяся судостроительная промышленность на Тихоокеанском побережье еле-еле справлялась со сборкой боевых кораблей, перевезенных секциями по Транссибирской магистрали из Ленинграда и Николаева. В этих условиях было очень заманчиво создать такой корабль, который совместил бы в себе высокие боевые качества и габариты, позволявшие перевозить его по железной дороге в собранном виде. Такими кораблями и должны были стать малые подводные лодки VI серии. Предназначенные для обороны своего побережья и баз, они даже по проекту имели довольно скромные данные, но в ходе постройки и испытания кораблей выявилось столько существенных недостатков, что, не дожидаясь их ввода в строй, разработали улучшенный проект «малютки».

 

Подводная лодка типа М XII серии

Подводная лодка типа М XII серии:

 1 — цистерна главного балласта; 2 — дифферентная цистерна; 3 — уравнительная цистерна; 4 — цистерна быстрого погружения; 5 — прочная рубка; 7 — торпедный аппарат; 8 — перископ; 9 — дизель; 10 — главный гребной электродвигатель; 11— аккумуляторная батарея

 

 Это помогло мало, и из 50 подводных лодок VI и VI-бис серий в военных действиях участвовали только четыре. Однако это были первые российские цельносварные подводные лодки. Новый проект «малютки» XXII серии уже существенно отличался от своих предшественниц. Например, дальность плавания возросла с 800 почти до 3400 миль, автономность с 10 до 15 суток, а время погружения, наоборот, уменьшилось с 70 до 35 секунд. Все это позволило им успешно воевать как наЧерном море, так и в Заполярье. Однако наличие всего двух торпед зачастую заставляло возвращаться в базу до истечения срока автономности, а наличие всего одной линии вала делало их менее живучими по сравнению с другими подлодками. По этой причине корабли XV серии, строившиеся уже в ходе войны, выгодно отличались по своим тактико-техническим элементам от предшественников. В частности, последняя «малютка» стала двухвальной и имела увеличенный вдвое боекомплект торпед. Их постройка продолжалась и после завершения Великой Отечественной войны.

 

Подводная лодка типа М XV серии

Подводная лодка типа М XV серии:

1 — цистерны главного балласта; 2 — дифферентные цистерны; 3 — уравнительная цистерна; 4 — цистерна быстрого погружения; 5 — прочная рубка; 6 — торпедные аппараты; 7 — перископ; 8 — дизель; 9 — главный гребной электродвигатель; 10 — аккумуляторная батарея

 

В 1943г., казалось бы неожиданно, к идее малой подводной лодки возвращается Германия. Однако речь шла о концептуально новом корабле, предназначавшимся для борьбы с судоходством непосредственно на подходах к Британским островам.

Подлодки нового типа

Предложения по малой подлодке нового типа были высказаны в июне 1943г. во время рассмотрения проекта XXI серии. На проектные работы отводилось чуть больше месяца. В начале августа 1943г. проект, получивший обозначение — XXIII серия, был представлен. Энергетическая установка прибрежной лодки строилась на тех же принципах, что и у океанской XXI серии. Но в части вооружения и средств наблюдения малое водоизмещение не позволило применить в проекте многие технические нововведения, и в этом отношении корабли XXIII серии сохранили черты традиционных лодок. Такой симбиоз технических решений подводных лодок двух поколений привел к тому, что малые подлодки оказались технически более простыми и должны были использоваться в рамках традиционной тактики. Впоследствии это положительно сказалось на сроках их освоения подводниками и приведения в боевую готовность.

На малой лодке применили одновальную энергетическую установку, в которую входили шестицилиндровый дизель, созданный для дизельгенераторов линкоров типа «Бисмарк» и уже испытанный на больших подлодках IXD2 серии, главный гребной электродвигатель, являвшийся форсированной модификацией двигателей средней подлодки VIIC серии, электродвигатель подкрадывания и аккумуляторная батарея с одной группой из 62 двойных элементов (половина батареи океанской подлодки IX серии), обеспечивающая напряжение 240 В. Лодка оснащалась «шнорхелем», повышавшим ее скрытность при зарядке батареи и на переходах в перископном положении под дизелем.

 

Подводная лодка XXIII серии

Подводная лодка XXIII серии

 

Подводные лодки XXIII серии вооружалась только двумя торпедными аппаратами. Их зарядка производилась в базе через передние крышки, для чего требовалось создать дифферент на корму около 5°. Запасных торпед и зенитно-артиллерийского вооружения лодка не имела. Малый боекомплект торпед был, пожалуй, одним из самых серьезных недостатков.

В отличие от лодок XXI серии малая подлодка оснащалась сокращенным комплектом средств наблюдения. Первичный поиск целей осуществлялся с помощью шумопеленгаторной станции. Активного гидролокатора лодки XXIII серии не имели, и необходимые для применения торпедного оружия данные целеуказания могли быть получены, как и на предшествующих подлодках, только визуально с помощью перископа. Лодка не имела и поискового радиолокационного вооружения, что в конечный период войны можно расценивать как существенный недостаток.

На большей части длины подлодка XXIII серии имела однокорпусную конструкцию с поперечными сечениями в виде «восьмерки», в нижнем сегменте которой располагалась аккумуляторная батарея. В окончательной версии лодка практически не имела надстройки, и при малом конструктивном запасе плавучести (около 10 %) ее корпус довольно мало возвышался над водой. В то же время лодка имела относительно высокое ограждение рубки (около 3,6м, или почти 80 % высоты корпуса), которое позволяло плавать в надводном положении даже в свежую погоду.

Испытание первых подлодок XXIII серии показали, что под электродвигателями подкрадывания они показали скорость 4,8 узла и могли пройти до 215миль с экономической скоростью 2,5 узла. При этом шумность лодки была столь мала, что ее практически невозможно было обнаружить корабельными шумопеленгаторными станциями. В надводном положении корабли XXIII серии с трудом развивали скорость более 9 узлов. Лодка, имевшая малый надводный борт, зарывалась носом в создаваемую волну, что приводило к резкому росту сопротивления. Надводная скорость новой малой лодки оказалась в 1,5—2 раза меньше скорости обычных малых и средних подлодок. Зато в ходе испытаний выяснилось, что под «шнорхелем» лодка XXIII серии может идти со скоростью около 11 узлов, то есть быстрее, чем в надводном положении.

 

Устройство подводной лодки XXIII серии

Устройство подводной лодки XXIII серии:

1 — вертикальный руль; 2 — электродвигатель подкрадывания; 3 — гребной электродвигатель; 4 — дизель; 5 — газовыхлопная шахта; 6 — шахта подачи воздуха для дизеля; 7 — устройство для работы дизеля под водой («шнорхель»); 8 — перископ; 9 — штыревая радиоантенна; 10 — контейнер спасательного плота; 11 — гирокомпас; 12 — жилые помещения; 13 — торпедный аппарат; 14 — обтекатель гидроакустической станции (ГАС) «GHG-Anlage»; 15 — аккумуляторные ямы; 16 — горизонтальные рули; 17 — центральный пост; 18 — рубка ГАС и радиорубка; 19 — редуктор;

20 — стабилизатор

 

Система погружения была предельно упрощена. Достаточно было открыть клапаны вентиляции, и бескингстонные цистерны главного балласта за 20 секунд заполнялись водой. На ходу при использовании горизонтальных рулей полное погружение происходило всего за 14 секунд. Подлодки XXIII серии продемонстрировали приемлемую управляемость как в надводном, так и в подводном положении. При полной перекладке вертикального руля диаметр подводной и надводной циркуляции составлял около 300м, или 8,5 длин корпуса.

Всего до момента капитуляции ВМФ Германии получил 63 подводные лодки XXIII серии, из которых пять успели принять участие в боевых действиях.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля