Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Подводные минные заградители

Еще в годы Первой мировой войны появились подводные минные заградители. В межвоенный период этот подкласс кораблей развивался, но с началом Второй мировой войны во всех странах строительство подводных минных заградителей прекратили. Исключение составили только Советский Союз и Германия, спустившая на воду в ходе войны 14 подлодок этого подкласса. Причина — не рационально.

Действительно, подводный минный заградитель при использовании в качестве торпедной подлодки всегда будет нести бесполезный балласт в виде минно-постановочного оборудования. Зато любую обычную торпедную подводную лодку можно при необходимости использовать в качестве минного заградителя. Все, что для этого нужно, — это иметь мины калибром 533мм (то есть в габаритах торпеды). Вот именно по этому пути со времен Второй мировой войны пошли все страны.

 

Подводная лодка типа UC и ее устройство для постановки мин

Подводная лодка типа UC и ее устройство для постановки мин

 

Во времена поиска подходящего оружия для только появляющихся подводных судов многие изобретатели пытались применять всплывающие емкости с порохом. Вскоре стало очевидно, что гоняться на подводной лодке за каждым кораблем неприятеля с бочкой, набитой взрывчаткой, малоэффективно. Подводники получили более совершенное оружие — торпеду, а мины стали расставлять на стальных тросах на вероятных курсах противника, в надежде, что он сам наткнется на смертоносный сосуд. Однако при минных постановках всегда существовало одно обязательное условие успешности применения этого оружия: расположение минного поля обязательно должно являться тайной для противника, иначе он всегда сможет его обойти или протралить. Таким образом, мины должны ставиться скрытно. Насколько это справедливо, подтвердила первая же крупная война на море с массовым применением мин — Русско-японская. Сначала русские не заметили, как ночью японцы перед Порт-Артуром поставили мины, и на следующее утро на них подорвался и погиб броненосец «Петропавловск» под флагом вице-адмирала С. О. Макарова. Менее чем через два месяца японцы проявили беспечность и потеряли на минах сразу два своих броненосца «Хатцузе» и «Яшима».

 

Подводный минный заградитель "Краб"

Подводный минный заградитель "Краб"

 

Эти события, а также наличие у России сильной национальной школы минного оружия и подводных сил привели к тому, что идея совместить подводную лодку и мину в единую систему оружия появилась именно у нашего соотечественника. Им стал М. П. Налетов, техник путей сообщений, находившийся во время Русско-японской войны в Порт-Артуре. Уже там он попытался создать первый минный заградитель, но перед сдачей крепости японцам опытный его образец пришлось уничтожить. Вернувшись в Россию, Налетов создал несколько вариантов подводного минного заградителя, и наконец в 1909г. началась его постройка в Николаеве. Первый в мире подводный минный заградитель был спущен 12 августа 1912г. и получил наименование «Краб». Естественно, главной его особенностью являлось устройство для постановки мин. Оно представляло из себя два минных коридора, расположенных побортно вдоль корабля в надстройке. Их боковые стенки имели направляющие рельсы, а в нижней части привод конвейерного типа, включавшей в себя цепь Галля*, приводное колесо, шестеренки-звездочки и электродвигатель, расположенный в прочном корпусе. Мины зацеплялись за цепь Галля специальными пальцами с роликами и при включении электродвигателя перемещались вместе с цепью вдоль коридора. Достигнув конца коридора, мины друг за другом сбрасывались за борт. В связи с массой доработок и переделок первый отечественный подводный минный заградитель вступил в строй только 25 июля 1915г..

 

Устройство для постановки мин подводной лодки «Краб»

Устройство для постановки мин подводной лодки «Краб»

 

Принципиально иную схему применили для своих минных заградителей типа UC в Германии. Несмотря на то что первые германские подлодки заложили уже после начала Первой мировой войны, в ноябре 1914 г., по крайней мере 12 из них вступили в строй ранее «Краба». Эти два принципиально отличных способа постановки мин подводными лодками — русский «за корму» и германский «под себя» — существовали параллельно до начала Второй мировой войны. Русским способом в основном пользовались отечественные кораблестроители, реализовав его на подводных минных заградителях типа Л. Конструкция минного устройства этих кораблей представляла из себя две герметичные бронзовые точеные трубы, расположенные в кормовой части лодки, в каждой из которых размещалось по 10 мин. Мины оставались сухими вплоть до постановки, что обеспечивало их постоянную готовность и облегчало уход за ними. Сбрасывание мин производилось за корму специальным толкающим устройством. Такой способ сбрасывания, по мнению разработчиков, исключал возможность подрыва подводной лодки на собственных минах во время их постановки.

 

Подводная лодка типа Л

Подводная лодка типа Л

 

Погрузка производилась мокрым способом с помощью лебедки. Сбрасывание мин осуществлялось при помощи толкача, передвигаемого водой, подаваемой центробежным насосом, производительностью 500 т/ч. Однако завод, которому поручили производство, выступил со своим вариантом проекта минного устройства. Предлагалось минные трубы делать стальными и на метр короче, а погрузку мин производить сухими. Их сбрасывание осуществлялось при помощи толкающего устройства с электроприводом, аналогичного применяемому в элеваторах морских артиллерийских установок и проверенному в эксплуатации. Масса устройства оказалась на 3 т меньше первого варианта. После рассмотрения обоих проектов в постройку приняли вариант завода. Впоследствии толкающее устройство, или штанговое устройство, как его еще иначе называли, заменили на тросовое, в котором сбрасывание мин производилось при помощи тросовой лебедки с тележкой. Это устройство оказалось более надежным и удобным в эксплуатации. Минная труба имела диаметр 912мм.

По разным причинам еще до войны в СССР также стали применять германский способ. Мины размещались вне прочного корпуса в балластных цистернах.

* Цепь Галля — название (по имени франц. изобретателя А. Галля; 1761—1844) грузовой шарнирной цепи, состоящей из четного числа пластин, которые подвижно соединены валиками.

 

Устройство подводного минного заградителя типа Л

Устройство подводного минного заградителя типа Л:

1 — цистерна главного балласта; 2 — дифферентная цистерна; 3 — уравнительная цистерна; 4 — цистерна быстрого погружения; 5 — прочная рубка; 6 — торпедные аппараты; 7 — запасные торпеды; 8 — минные трубы; 9 — перископ; 10 — дизель; 11 — гребной электродвигатель; 12 — аккумуляторные батареи

Устройство подводного минного заградителя типа Л

 

Они так и назывались — минно-балластные. Такие цистерны впервые появились на подводных лодках типа К, а затем на малых подводных минных заградителях.

Подводные минные заградители специальной постройки требовали и специальных мин, так как обычные корабельные не подходили. По этой причине перед Великой Отечественной войной и уже в ходе ее в Советском Союзе создали целое семейство подлодочных мин. Первой в 1935 г. приняли на вооружение якорную ПЛТ (подлодочная трубная), предназначенную для постановки из минных труб подводных минных заградителей типа Л, а позже, в 1941 г., — якорную ЭП (эскадренная подлодочная), предназначенную для постановки из балластных цистерн подводных лодок типа К.

 

Малый подводный минный заградитель М-171 (серия МЗ-XII)Мина ПЛТ и схема ее постановки

Малый подводный минный заградитель М-171 (серия МЗ-XII)Мина ПЛТ и схема ее постановки:

1 — направляющие минной трубы подводной лодки; 2 — клапан потопления; 3 — запальное устройство; 4 — заряд; 5 — барабан с минрепом; 6 — механизм отделения якоря; 7 — якорь; 8 — механизм установки на заданное углубление; 9 — ударно-механический взрыватель

 

Мина ПЛТ — это противокорабельная контактная мина с ударно-механическим прибором, устанавливавшаяся на заданное углубление с помощью гидростатического прибора при всплытии с грунта. Она имела заряд тротила массой 230кг и могла ставиться на глубинах моря до 130м.

 

Мина ПЛТ

 

К недостаткам мины следует отнести отсутствие противотральных устройств и малую длину минрепа (троса), ограничивающую районы возможного использования этой мины (особенно на Севере). Довольно большое время прихода мины в боевое состояние (от 5 до 15 минут) затрудняло их использование в маневренных заграждениях.

Основные тактико-технические элементы подводных минных заградителей

Название

«Краб»

UC-16

Тип Л XIII серии

X B серия

МЗ-XII

Страна разработчик проекта, год   Россия,   Германия,

СССР, 1938

Германия,

СССР,

вступления в строй головной пл

1915

1916

 

1942

1944

Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

надводное

533

410

1120

1763

235

подводное

736

500

1425

2710

286

Главные размерения, м:

 

 

 

 

 

длина наибольшая

53

52,15

85,3

89,8

44,5

ширина наибольшая

4,3

5,22

7

9,2

3,3

осадка средняя

4

3,68

4

2,8

Главная энергетическая установка:

 

 

 

 

1 × 800

число × мощность дизелей, л. с.

4 × 300

2 × 250

2 × 1100

2 × 2400

1 × 400

число × мощность

2 × 330

2 × 230

2 × 650

2 × 550

 

электродвигателей, л. с.

 

 

 

 

 

Скорость хода, узлы

 

 

 

 

 

надводная наибольшая

11,8

11,5

15

17

13,5

надводная экономичная

7

10

10

8,5

подводная наибольшая

7

7

9

7

7,5

подводная экономичная

4

2,5

2

2,5

Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

 

надводная экономичным ходом

2500

6910

10 000

18 450

1700

подводная экономичным ходом

30

55

150

188

100

Глубина погружения рабочая, м        50

 

75

100

50

Вооружение:

 

 

 

 

 

носовые ТА × калибр

2 × 533

2 × 550

6 × 533

4 × 533

2 × 533

кормовые ТА × калибр

1 × 550

2 × 533

1 × 533

боекомплект торпед

4

7

18

15

2

мины

60

18

18

66

18

артиллерийские установки

1 × 88-мм

1 × 100-мм 1 × 45-мм

1 × 105-мм 1 × 37-мм 1 × 20-мм

1 × 45-мм

Экипаж, чел.

30

26

56

52

 

 

Мина ЭП — также противокорабельная контактная мина, но с гальваноударными колпаками, выдвигавшимися из корпуса мины пружинами после установки ее на заданное углубление. Мина имела заряд тротила массой 300кг, на заданное углубление устанавливалась петлевым способом, всплывая с грунта, а максимальная глубина моря, допускавшая постановку, составляла 160м. Время прихода мины в боевое состояние — от 3 до 5 минут.

 

Мина ЭП и схема ее постановки

Мина ЭП и схема ее постановки:

1  — гальваноударный колпак; 2 — предохранительный прибор; 3 — запальное устройство; 4 — заряд; 5 — механизм отделения якоря

 

В ходе войны эти мины подверглись модернизации с целью увеличения глубин места постановки, что позволило использовать мину ПЛТ на глубинах до 260м (при уменьшении диаметра минрепа с 10,2 до 6,2мм), а мину ЭП — до 350—400м. Модернизированные мины приняли на вооружение флота под шифром ПЛТ-Г и ЭП-Г (глубоководные). Однако использование тонкого минрепа отрицательно сказалось на сроках их боевой службы, особенно в условиях Баренцева моря.

В 1939г. разработали конструкцию пневматического прибора плавания мины, обеспечивавшего автоматическое удержание заданного углубления в течение 3—9 суток без появления на поверхности воды, и в 1942 г. мину с таким прибором плавания под шифром ПЛТ-2 (подлодочная трубная) приняли на вооружение. Она имела гальваноударные колпаки и заряд тротила массой 300 кг, допускала установку углубления от 2 до 9м, удерживая его с точностью до 1м, и ставилась из минных труб подводных минных заградителей типа Л.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля