Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Перископ на Подводной Лодке

Первые же подводные суда поставили перед своими создателями проблему ориентации под водой. Сначала этот вопрос пытались решить «поземному» путем наблюдения через иллюминатор. Идея провалилась сразу — в солнечный день стоящий на рейде корабль даже на глубине не более 5м с трудом обнаруживали на дистанции менее десятка метров.

 

Продольный разрез командирского и зенитного перископов и схема размещения перископа на подводной лодке

Продольный разрез командирского и зенитного перископов и схема размещения перископа на подводной лодке

 

Первым попытался решить вопрос «зрения» подводной лодки А. А. Шильдер. На своем детище он установил медную «оптическую трубу», в концах которой под углом 45° к ее продольной оси имелись зеркала. В верхнем из них, находившемся над водой, отражались надводные объекты. Далее изображение по трубе попадало на нижнее зеркало, а оттуда в глаз наблюдателя. Именно эта «оптическая труба» и стала прародительницей перископа.

Своего совершенства, как чисто оптический прибор, перископ достиг в конце 1930-х гг., то есть к началу Второй мировой войны. Его основой является все та же труба, но оптика в ней стала намного сложнее и качественнее. Кроме этого, появился механизм подъема перископа и тумба с сальником. Обычно подводные лодки имели два перископа: атаки, или командирский, и зенитный. Зенитные перископы отличаются от командирских углом вертикального наведения (у зенитных до 90°) и большей светосилой, что делало их предпочтительными при наблюдении в сумерках и ночью. Командирский перископ служит для определения расстояния до цели, пеленга и своего курсового угла на нее, курсового угла цели и ее скорости.

Командирский перископ

Командирский перископ имел три азимутальных круга, один из которых являлся катушкой репитера гирокомпаса, и два окуляра: наблюдательный и измерительный. Измерительный окуляр включал в себя дальномерное устройство, или микрометр, которое служило для определения расстояния до цели и ее курсовых углов. Расстояние до цели определяется по ее высоте, взятой из справочника или определенной на глаз и по параллактическому углу, определенному непосредственно дальномерным устройством. Измерение угла сводилось к подведению верхней части левой половины изображения к нижней части правой половины изображения. Разделение изображения на две половины осуществлялось специальной оптической системой измерительного окуляра. Значение дистанции считывалось со средней шкалы, нанесенной вокруг измерительного окуляра.

Кроме этого, дистанцию до цели можно измерить с помощью угломерной сетки в тысячных дистанции. Сетка помещена в фокальной плоскости объектива перископа. При наблюдении в окуляр перископа сетка имеет вид вертикальной и горизонтальной шкал, пересекающих поле зрения перископа. Чтобы определить расстояние, наводят перископ на цель и замечают число делений сетки, которое она занимает. Обычно для наблюдений выбирают мачту, ходовой мостик или дымовую трубу корабля, высота которых дается в соответствующих справочниках. По высоте наблюдаемого предмета и числу делений сетки, которое он занимает, определяют дистанцию по специальным таблицам или по простейшей формуле:

D = (l /а) 1000;

где D — дистанция до цели в метрах; l — длина цели в метрах; а — угловая величина цели в тысячных дистанции.

Измерение курсового угла производилось аналогично по известной длине цели и горизонтальному параллактическому углу. Процесс измерения сводился к подведению одного края верхней половины изображения к другому краю нижней половины изображения. Измерительный валик микрометра вращают до тех пор, пока нос корабля-цели одного изображения не коснется кормы корабля-цели другого изображения. Значение курсового угла цели считывалось с внутренней шкалы, нанесенной также вокруг измерительного окуляра.

 

Нижняя головка перископа

Нижняя головка перископа:

1 — трос для подъема перископа; 2 — окуляр для измерения; 3 — рычаг смены окуляров; 4 — шкала дальномерного устройства; 5 — окуляр для наблюдения; 6 — «заваленная» рукоятка горизонтального наведения; 7 — рукоятка смены увеличения; 8 — рукоятка вертикального наведения; 9 — рычаг включения неподвижной линии

 

Для измерения скорости цели перископ имел устройство — «неподвижная линия в пространстве». Это устройство состояло из вертикальной нити, проектирующейся в поле зрения и связанной с принимающим мотором, работающим синхронно с гирокомпасом. Подобное устройство обеспечивало неизменность положения нити в пространстве при любых изменениях курса подводной лодки. Измерение скорости цели при известной ее длине сводилось к определению времени, необходимого для прохождения ею пути, равного собственной длине.

Для отсчета значений с азимутальных кругов без отрыва глаз от окуляра перископ имел специальную оптическую систему, проектирующую участок шкалы среднего азимутального круга в поле зрения наблюдателя.

Кроме этого, перископы оборудуются светофильтрами, фотокамерой, приспособлением для осушки перископа.

В качестве светофильтров в перископах применяется диск, расположенный перед окуляром и разбитый на три сектора. В эти секторы вставлены три стекла различного цвета. При резком освещении (против солнца и т. п.) перед окуляром накидывают наиболее темные стекла (дымчатые). При наблюдении в туманную погоду удобно пользоваться светофильтром красного цвета.

Фотокамера служит для фотографирования в перископ наблюдаемых объектов, для фиксирования факта потопления кораблей и т. д. Она устанавливается за окуляром перископа на откидном кронштейне, который крепится к наружному корпусу нижней головки. При таком устройстве крепления камера в любой момент может быть установлена перед окуляром перископа, а при необходимости быстро откинута в сторону. На перископах зарубежных стран, например германских, для фотокамер имелся специальный окуляр, расположенный под углом более 90°. Таким образом фотокамера или фотоаппарат могли находиться в постоянной готовности к съемке, не мешая командиру. Этим же дополнительным окуляром, при необходимости, мог воспользоваться второй наблюдатель.

 

Измерение дистанции до цели с помощью дальномерного устройства — микрометра (слева) и угломерная сетка

Измерение дистанции до цели с помощью дальномерного устройства — микрометра (слева) и угломерная сетка

 

Внутри перископа находится воздух, содержащий в себе некоторое количество водяных паров. При быстром охлаждении эти пары конденсируются и оседают в виде капель на линзах. Чем больше разность температур между воздухом внутри перископа и забортной морской водой (при погружении подводной лодки), тем сильнее отпотевание. Чтобы удалить эту осевшую на линзы влагу, мешающую вести наблюдение, в перископах предусмотрено устройство для осушки. Осушка производится путем быстрой прогонки через перископ большого количества сухого воздуха, который и впитывает в себя всю влагу, осевшую на линзах. После этого видимость в перископ становится нормальной. Сухой воздух нагнетается и прогоняется через перископ специальной осушительной машинкой.

Соблюдение скрытности подводной лодки

В интересах соблюдения скрытности перископ поднимается из-под воды периодически. Интервалы между подъемами перископа зависят от состояния видимости, дальности и скорости обнаруживаемых объектов. Например, при дальности обнаружения цели 70—80 кабельтовых и скорости ее хода 16—18 узлов промежуток времени между очередными наблюдениями в перископ должен быть не более 12 минут. В этом случае можно ожидать, что корабли будут обнаружены на дистанции не менее 40 кабельтовых от лодки.

Подняв перископ, в первую очередь просматривают воздушную полусферу. Осмотр водной поверхности производится сначала в носовом секторе, а затем в пределах всего горизонта. В промежутках между очередными подъемами перископа подводная лодка, чтобы не быть обнаруженной радиолокационными средствами самолетов, маневрирует, как правило, на безопасной от таранного удара глубине. Если обстановка требует, чтобы лодка шла на перископной глубине, наблюдение в перископ ведется непрерывно и особенно тщательно — за воздухом.

Чем на меньшую высоту поднят перископ, тем менее заметен он на поверхности моря для наблюдателя. Поэтому высота подъема должна быть минимальной. Однако в этом случае трудно определить дистанцию до цели с необходимой точностью. В обычных условиях высота подъема перископа не превышает 1—1,5м, что соответствует дальности видимого горизонта 21—25 кабельтовых.

При движении подводной лодки перископ оставляет за собой бурун и след, хорошо наблюдаемые не только в штилевую погоду, но и при небольшом волнении моря. Длина следа и характер буруна зависят от скорости хода. Например, при скорости 5 узлов длина следа за перископом достигает 25м, вокруг перископа пенится вода. При скорости 8 узлов и более длина следа превышает 40м, бурун прекрасно виден. При штилевой погоде пенный след остается даже после опускания перископа, хорошо наблюдаются расходящиеся в стороны усообразные волны.

Скрытность использования перископа зависит от времени, в течение которого он остается поднятым над поверхностью моря. Для лодки, выходящей в атаку, очень важно, чтобы время это было как можно короче. Опыт показывает, что для взятия пеленга и глазомерного определения дистанции до цели в перископ требуется около 10 секунд. За это время даже натренированному наблюдателю надводного корабля трудно обнаружить перископ. Однако для определения элементов движения цели, в частности скорости, желательно иметь хотя бы три «засечки», то есть нужно трижды показывать перископ. На эту троекратную операцию в совокупности может уйти от 5 до 10 минут. Но и это при чисто глазомерном определении дистанции и курсового угла цели. А если пользоваться встроенным дальномером, то операция определения дистанции и курсового угла цели за один подъем перископа займет уже не 10 секунд, а в несколько раз больше. Это часто ставит командиров перед дилеммой: поточнее определить элементы движения цели или обеспечить скрытность. А ведь сигнальщик эсминца днем в штиль может увидеть перископ на дистанции 18—25 кабельтовых, а линейного корабля — 20—30 кабельтовых, то есть практически на той же дальности, что и сами могут быть обнаружены в перископ.

Все это в годы Великой Отечественной войны очень затрудняло выполнение торпедных атак. Получалось, что днем в условиях хорошей видимости подлодка могла потерять скрытность, а ночью и в условиях плохой видимости в перископ мало что можно увидеть. Наконец дальность обнаружения цели в перископ часто просто не позволяла подлодке своевременно занять позицию залпа торпед, да и определение элементов движения цели, даже с использованием дальномерных устройств, была низка. Все это самым негативным образом влияло на вероятность попадания торпед в цель.

В настоящее время перископ остается демаскирующим признаком подводной лодки, так как, несмотря на применение противолокационных покрытий и искажающей окраски, он все равно может быть обнаружен, как и десятки лет назад. Однако сам перископ стал качественно иным, и теперь ту информацию, на получение которой требовались минуты, можно получить за несколько секунд. Перископ стал уже не оптическим, а оптико-электронным прибором. К известной уже оптической системе добавился оптический ночной канал. В нем специальные схемы усиливают естественное освещение, например звезд, и таким образом изображение «светлеет». Кроме этого, как правило, имеются каналы инфракрасный и телевизионный для низкого уровня освещенности. Картинка с последних сразу выводится на дисплеи в центральном посту. Перископы оборудуются различного вида дальномерными устройствами, например лазерными, которые почти мгновенно определяют дистанцию до объекта, в идеале с точностью до метра. Обязательно наличие фото- или видеокамеры для документирования и стабилизации. Кроме этого, на верхней головке перископа располагают всенаправленную антенну станции радиотехнической разведки.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля