Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Подводные лодки Крейсера

Впервые артиллерия появилась на подводных лодках шведского изобретателя Норденфельда, построенных в 1886г. для Турции. Их вооружение предусматривало два 35-мм скорострельных орудия. Это вполне логично, потому что создателем лучших в то время скорострельных пушек был сам Норденфельдт. Однако на последующих подлодках артиллерия отсутствовала — и без нее проблем хватало. Все понимали, что малокалиберная пушка или появившийся вскоре пулемет в борьбе с кораблями противника являлись скорее психологическим оружием, причем прежде всего для самих подводников.

 

Коммерческая транспортная подводная лодка «Дойчланд»

Коммерческая транспортная подводная лодка «Дойчланд»

 

Но начавшаяся Первая мировая война целенаправила деятельность подводных сил на борьбу с судоходством, а в то время, прежде чем атаковать, сначала надо было убедиться, что судно действительно вражеское или имеет на борту контрабандный груз. Поэтому на его борт высаживалась досмотровая партия, которая осматривала трюмы и судовую документацию. Но если выяснялось, что судно действительно принадлежит противнику, все равно, прежде чем его потопить, командир лодки обязан был убедиться, что экипаж покинул транспорт и находится в безопасности на шлюпках. Так вот, очень часто обнаруженное судно мог остановить только предупредительный выстрел с подлодки. Для этих целей вполне хватало орудий калибра 57— 76мм. Чуть позже артиллерию стали применять для расстрела оставленных командами судов. Для этого уже нужны были орудия калибром 88—102 мм.

 

Германский подводный крейсер, переоборудованный из транспортной подводной лодки типа «Дойчланд»

Германский подводный крейсер, переоборудованный из транспортной подводной лодки типа «Дойчланд»

 

Однако именно Первая мировая война породила подводные лодки, для которых артиллерия являлась отнюдь не вспомогательным оружием.

Подводные лодки с усиленным артиллерийским вооружением сначала появились в Германии. Прежде всего к ним относились переоборудованные из коммерческих подлодок типа «Дойчланд» U-151—U-157. Эти корабли участвовали в боевых действиях и неоднократно применяли свою артиллерию для потопления одиночных невооруженных судов (табл. 6). Из вошедших в строй уже в 1918г. подводных крейсеров специальной постройки U-139— U-141 только первые два успели совершить один боевой поход к берегам Северной Америки.

 

Германский подводный крейсер U-139

Германский подводный крейсер U-139

 

Был и другой пример попытки применения артиллерии на подводных лодках. Как уже отмечалось, по окончании Первой мировой войны ВМС Великобритании имели в своем составе эскадренные подводные лодки с паросиловой установкой типа К. Их постоянно преследовали аварии, в том числе и приводившие к гибели кораблей. По этой причине последние четыре корпуса К-18 — К-21 достраивали по измененному проекту с дизель-электрической силовой установкой. Эти четыре подлодки получили новые обозначения М-1 — М-4, а также 305-мм орудия, снятые со старого линейного корабля «Мажестик». Находясь за пределами эффективной стрельбы береговых 305-мм орудие подводного монитора Мбатарей, такая подводная лодка производила заряжание своего орудия в надводном положении, затем, придав стволу максимальный угол возвышения, погружалась под перископ. При этом дульный срез оставался над водой. В таком положении она сближалась с береговой целью и, оставаясь практически неуязвимой для береговой артиллерии, производила выстрел, после чего разворачивалась, удалялась от побережья на безопасное расстояние, и все начиналось сначала. Естественно, такое ювелирное маневрирование на практике оказалось невозможным, и фактически выстрел производился из надводного положения, на что, от момента всплытия с перископной глубины и до момента погружения опять на перископную глубину, уходило около двух минут. По сути дела это были подводные мониторы, предназначавшиеся для обстрела фландрского побережья и фортов в Дарданеллах, то есть созданные для решения конкретной боевой задачи. Лишь М-1 успели ввести в строй до окончания войны (17 апреля 1918г.) и перебазировать в Средиземное море, но там она себя ничем не проявила. 12 ноября 1925г. она погибла со всем экипажем в районе Плимута в результате столкновения с шведским пароходом. Несмотря на принятые меры, затонувшую подлодку даже не смогли обнаружить.

 

Британский подводный монитор типа М

Британский подводный монитор типа М

 

Опыт применения германских подводных крейсеров показал, что сама их идея вполне отвечала реальным обстоятельствам того времени: подводные лодки большого водоизмещения были способны находиться в море более 100 суток и их автономность во многом зависела от запаса торпед. Артиллерия как раз позволяла более экономично их расходовать.

 

Британский подводный крейсер Х-1

305-мм орудие подводного монитора типа М

 

Однако поскольку остальные государства практически не имели собственного опыта эксплуатации подлодок столь больших размеров, то по окончании Первой мировой войны возникли сомнения в принципиальной возможности создания на данном этапе развития науки и техники подводных кораблей водоизмещением более 2000 т. Правда, в Великобритании в конце войны завершили постройку крупных подлодок типа К и М, Франция в качестве трофея получила германские U-139, U-151 и U-157, а США — U-140. И если учесть, что в двадцатые годы главного конструктора германских подводных крейсеров Освальда Флама с группой его инженеров-конструкторов пригласили для работы в Японию, то получается, что все основные военно-морские державы имели материальную базу для проведения исследований в области строительства подводных кораблей большого водоизмещения. И результаты не замедлили сказаться...

 

Британский подводный крейсер Х-1

Британский подводный крейсер Х-1

 

Обобщая мировой опыт создания подводных лодок с усиленным артиллерийским вооружением, можно было заметить, что к середине 1930-х гг. обозначились две концепции этих кораблей. Первая предусматривала подводные лодки большого водоизмещения классической архитектуры с двумя палубными артиллерийскими установками калибром 140—152мм. Предназначались эти подводные лодки для действий на большом удалении от своих баз на полную автономность, их артиллерийское вооружение должно было позволить более экономно расходовать торпеды при обнаружении невооруженных транспортов противника. Столь крупный калибр артиллерии выбирался исходя из двух соображений. Во-первых, это позволяло нанести максимальный ущерб судну в кратчайший срок.

 

Устройство подводного крейсера U-139

Устройство подводного крейсера U-139

Устройство подводного крейсера U-139

 

Во-вторых, можно было вступить в бой и с вооруженным транспортом, удерживаясь за пределами эффективной дальности стрельбы его артиллерии, калибр которой, как правило, не превышал 76мм. Поскольку основными представителями данной линии развития подводных крейсеров были США и Япония, то не исключалась возможность применения артиллерии подлодок против отдельных незащищенных береговых объектов. Практически эти корабли не были ориентированы на ведение артиллерийского боя с боевыми кораблями и поэтому не имели приборов управления стрельбой и орудийных щитов. Ведение огня предусматривалось только в надводном положении и при относительно спокойном море. Вторая концепция подводных лодок с усиленным артиллерийским вооружением предусматривала ведение боя с надводными кораблями. Классическими представителями таковых являлись Х-1 и «Сюркуф».

 

Устройство подводного крейсера Х-1

Устройство подводного крейсера Х-1:

1 — 130-мм орудия в спаренных установках; 2 — переговорные трубы; 3 — телескопические радиомачты; 4 — ходовая рубка; 5, 7,9 — перископы; 6 — боевая рубка; 8 — дальномер; 10— сигнальная мачта; 11, 12 — глушители; 13 — главная распределительная станция; 14 — труба для подачи боеприпасов к орудиям; 15 — шлюпка;, 16 — столовая; 17 — кормовой пост управления; 18— надстройки; 19— верхний пост управления; 20 — холодильник; 21 — ванные; 22 — кают-компания; 23 —  каюта командира; 24 — вентиляторы; 25 — цистерна плавучести; 26 — правый носовой горизонтальный руль; 27 — якорь; 28 — торпедные аппараты; 29— помещения для запасных торпед; 30 — аккумуляторы; 31 — наружная обшивка; 32 — холодильник; 33 — баллоны со сжатым воздухом; 34 — радиорубка; 35 — топливные цистерны; 36 — динамо-машины; 37 — вспомогательные дизеля; 38 — погреб боезапаса; 39 — главные дизеля; 40 — балластные и топливные цистерны в межбортном пространстве; 41 — главные электродвигатели; 42 — электродвигатели экономичного хода; 43 — провизионная кладовая; 44 — кубрик; 45 — румпельное отделение; 46 — ограждение   рулей; 47 — кормовой правый горизонтальный руль; 48— правый винт

Устройство подводного крейсера Х-1

 

Обобщив опыт постройки и эксплуатации подводных лодок большого водоизмещения с усиленным артиллерийским вооружением, в Великобритании 16 июня 1923г. спускают на воду подводный крейсер Х-1. По сути дела это была доведенная до совершенства германская идея подводного рейдера для действий на удаленных океанских коммуникациях потенциальных противников. Правда, у англичан был свой взгляд на боевое применение подобных кораблей. К концу Первой мировой войны на вооружение флота стали поступать первые приборы для обнаружения подводных лодок в подводном положении и средства их поражения, глубинные бомбы в частности. Носителями противолодочного оружия являлись надводные корабли класса корвет — эсминец, то есть имевшие сравнительно слабое артиллерийское вооружение. Поэтому британцы предполагали использовать подводные крейсера совместно с торпедными подводными лодками для того, чтобы первые могли связать артиллерийским боем противолодочные корабли, а вторые в это время атаковать главные силы противника или транспорты.

 

Устройство подводного крейсера «Сюркуф»

Устройство подводного крейсера «Сюркуф»:

 1 — носовые 550-мм торпедные аппараты; 2 — баллоны со сжатым воздухом; 3 — запасные 550-мм торпеды; 4 — машинка носового шпиля; 5 — обтекатель ТА; 6, 47 — дифферентные цистерны; 7 — носовой жилой отсек; 8, 48 — торпедопогрузочные люки; 9 — каюты унтер-офицеров; 10, 42 — кубрики рядового состава; 11 — второй жилой отсек; 12, 23 — аккумуляторные батареи; 13—18, 43—46 — цистерны главного балласта; 19 — цепной ящик; 20 — башня 203-мм орудий; 21 — погреба артиллерийского боезапаса; 22 — приборы управления огнем 203-мм орудий; 24 — каюты офицеров; 25 — центральный пост; 26 — дальномерный пост; 27 — боевая рубка; 28 — душевая; 29 — пост энергетики и живучести; 30 — дизель левого борта; 31 — центральный отсек; 32 — топливная цистерна; 33 — машинный отсек; 34 — цистерна машинного масла; 35 — электродвигатель левого борта; 36 — отсек электродвигателей; 37 — ангар для бортового гидросамолета; 38 — 37-мм зенитный автомат; 39 — дальномер; 40 — ходовой мостик; 41 — погреба боезапаса зенитного автомата; 49 — отсек вспомогательных механизмов; 50 — машинка управления кормовым горизонтальным рулем; 51 — запасные 400-мм торпеды; 52 — палубные 400-мм торпедные аппараты

Устройство подводного крейсера «Сюркуф»

 

Поскольку даже случайное попадание снаряда в корпус подводной лодки всегда будет иметь для нее более тяжкие последствия, чем для надводного корабля, то Х-1 должна была вести артиллерийский бой не в надводном положении, а в позиционном, когда на поверхности находилась бы лишь надстройка с орудиями, рубкой и расположенным на ней дальномером, а прочный корпус прикрывался «броней» из воды. В этом случае подлодка представляла из себя чрезвычайно малую цель, и хотя попадание снаряда в надстройку могло нанести ей ущерб, но не лишало ее основного качества — способности погружаться. В отличие от германских подводных крейсеров главный калибр Х-1 состоял из двух спаренных 132-мм орудий в башенноподобных установках. Однако это были не артиллерийские башни в полном смысле этого слова. Дело в том, что сделать эти артиллерийские установки совершенно герметичными технически очень сложно, а если башни сделать негерметичными и они будут затапливаться при погружении, то возникает проблема их быстрого синхронного заполнения водой в течение нескольких десятков секунд. В противном случае медленное и неравномерное заполнение артиллерийских башен водой сильно повлияло бы на время погружения подводной лодки и могло привести к непредсказуемым дифферентам. По этой причине решили орудия прикрыть обыкновенными щитами. Х-1 вошла в состав флота в 1926г. и уже через несколько лет пошла на слом. Столь короткая жизнь этого крейсера объяснялась как рядом конструктивных недостатков, так и некоторыми просчетами в вопросах предполагаемого его боевого применения, на чем мы остановимся несколько ниже.

 

Французский подводный крейсер «Сюркуф»

Французский подводный крейсер «Сюркуф»

 

Следующим европейским наследником идеи подводного рейдера стал вступивший в 1934г. французский «Сюркуф». Вести огонь с перископной глубины он не мог, но за счет наличия перископического дальномера и системы осушения орудийной выгородки на перископной глубине всю подготовку к открытию огня, включая заряжание орудий, можно было провести еще до всплытия. В кормовой оконечности надстройки располагался ангар длиной 7м и диаметром 2м для поплавкового одноместного гидросамолета «Бессон МВ-410». В 1933г. он разбился, и подводная лодка получила еще более совершенный самолет «Бессон МВ-411», на подготовку к взлету которого требовалось всего 4 минуты. Этот подлодочный самолет единственный из своих европейских собратьев участвовал во Второй мировой войне, но в 1941г. получил тяжелые повреждения и больше на свою подлодку не подавался. Так что 18 февраля 1942г. «Сюркуф» погибла без него.

 

Ангар подводного крейсера «Сюркуф»

Ангар подводного крейсера «Сюркуф»

 

Боевое предназначение Х-1 и «Сюркуф» до конца определено не было. Британцы были склонны применять Х-1 для боя с противолодочными кораблями противника для обеспечения прорыва своих торпедных подлодок к главным объектам удара. Французы считали, что «Сюркуф» целесообразно применять в заморских владениях, так как она представляла большую опасность для одиночных крупных надводных кораблей других морских держав и, кроме этого, имея 203-мм артиллерию, заставляла уважительно к себе относиться население собственных колоний. Впрочем, и англичане и французы не исключали применения подводных крейсеров против судоходства, но только в определенных ситуациях и районах. Так Х-1 могла действовать против советских рыбаков и коммуникаций в Баренцевом море, а «Сюркуф» — на коммуникациях итальянцев или британцев в Индийском океане, поскольку в тех районах не ожидалось организованного противодействия и была возможность опереться на свои базы. Эти корабли оснащались приборами управления стрельбой, дальномерами и были способны вести огонь в позиционном положении для уменьшения своего силуэта. Кроме этого, «Сюркуф» имела противоосколочное бронирование надстройки. Одна из проблем, с которой пришлось столкнуться конструкторам, это размещение тяжелого вооружения выше ватерлинии, что значительно ухудшало остойчивость. Так, на Х-1 пришлось пойти на размещение 250 т твердого балласта.

 

Поплавковый гидросамолет MB-411 и схема его размещения в ангаре подводной лодки

Поплавковый гидросамолет MB-411 и схема его размещения в ангаре подводной лодки

 

 Этот же фактор повлиял на выбор калибра орудий и способ его размещения на кораблях: в принципе, чем крупнее калибр — тем лучше, а наиболее рациональное размещение артиллерии — во вращающихся башнях. С этой точки зрения конструкция Х-1 являлась примером прямого решения данной проблемы и показала предельные значения калибра артиллерийской установки при наиболее выгодном ее размещении, «Сюркуф» — примером компромисса между калибром артиллерии и способом ее размещения.

Аналогичные проекты так называемых подводных крейсеров имелись и в России. Первый из них относился к 1910г. и принадлежал флагманскому механику дивизиона подводных лодок Черноморского флота Б. М. Журавлеву. При надводном водоизмещении в 4500 т и подводном — в 5435 т скорость хода в надводном положении должна была достигать 26 узлов, под водой — 14 узлов, а дальность плавания составлять 15 000 миль. Артиллерийское вооружение этих кораблей достигало пяти 130-мм орудий в бронированных башнях, убирающихся перед погружением внутрь корпуса. Кроме этого предусматривалось до 30 торпедных аппаратов с 60 торпедами и 120 мин заграждения. Не рассматривая вопрос о реалистичности данного проекта, отметим лишь то, что явно имелось желание создать подводный рейдер, способный длительно действовать в отрыве от своих баз на океанских коммуникациях противника. Последнее связано с отсутствием у России заморских владений, а значит, и баз в районах традиционного мореплавания возможных противников. Эта же идея просматривается в проекте «подводного крейсера-максимум» инженера Б. М. Малинина. В нем предусматривалась установка двух спаренных и одного одинарного 130-мм, а также двух спаренных зенитных 100-мм орудий. При этом щиты и бронирование, приборы управления стрельбой и дальномеры отсутствовали. Здесь явно сказывается влияние идеи, заложенной в германские крейсера: мощная артиллерия не для боя с надводными кораблями, а для экономии торпед и потопления судов в кратчайший срок.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля