Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Анализ Подводных Лодок после Второй мировой войны

После завершения Второй мировой войны весь мир занялся осмыслением и анализом произошедшего и закреплением достигнутого уровня развития оружия и военной техники. Подводные лодки, по объему потопленного тоннажа, занимали почетное первое место. Это породило расхожее мнение об их исключительной эффективности — чуть ли не абсолютное оружие на море.

 

Американская подводная лодка типа «Балао» (1944г.)

Американская подводная лодка типа «Балао» (1944г.)

 

Однако специалисты сразу обратили внимание на два момента. Во-первых, из потопленного подводными лодками количества кораблей и судов общим тоннажом свыше 20 млн т более 19 — на счету германских и американских подводников. То есть уместно говорить об исключительной эффективности конкретно подводных лодок Германии (14,6 млн т) и США (4,8 млн т). У остальных воюющих стран пальма первенства по потопленным судам и кораблям противника принадлежит, как правило, авиации. Американцы сами признают основной причиной успехов своих подводных лодок совершенно недееспособную организацию противолодочной обороны Японии. С Германией оказалось ненамного сложнее. За время войны они ввели в строй более 1150 подлодок. Это почти в 1,5 раза больше, чем все остальные воюющие государства, вместе взятые. Потери германских подлодок непосредственно в ходе боевых действий составили почти 650 единиц, то есть более 50 %, при этом на каждую погибшую подлодку приходилось 4,5 потопленной цели.

 

Подводная лодка пр. 613

Подводная лодка пр. 613:

1 — гидроакустическая станция «Тамир-5Л»; 2 — шахта шумопеленгаторной станции «Феникс»; 3 — аварийный телефонный буй; 4 — койка; 5 — четырехместная офицерская каюта; 6 — двухместная офицерская каюта; 7 — кают-компания офицеров; 8 — каюта командира; 9 — рубка радиосвязи; 10 — рубка гидроакустика; 11 — рубка радиолокации; 12 — гальюн; 13 — 57-мм зенитный автомат СМ-24—ЗИФ; 14 — перископ атаки и зенитный перископ; 15 — штыревая антенна; 16 — антенна станции радиотехнической разведки; 17 — штыревая антенна ВАН для связи на перископнойглубине; 18 — рамочная антенна радиопеленгатора; 19 — антенна РЛС обнаружения надводных целей «Флаг»; 20 — жилое помещение старшин; 21 — камбуз; 22 — кают-компания старшин; 23 — дизель; 24 — главный гребной электродвигатель; 25 — электродвигатель экономичного хода; 26 — 25-мм двухствольный зенитный автомат 2М-8

Подводная лодка пр. 613

 

Для сравнения у американцев — 3,5 цели, но они потеряли только 28 % от реально участвовавших в боевых действиях, от списочного состава и того меньше. У британцев соотношение потопленных целей на одну погибшую подлодку вдвое выше, чем у немцев, а потеряли они 34 % подлодок от списочной численности. Иными словами, Германия пыталась просто взять количеством. А как с качеством? Качество германских подлодок было на высоте, но это в сравнении с их «одноклассницами» других стран. А противостояли-то им не они, а противолодочные силы. Можно сказать, что Вторую мировую войну на море германские подводные силы проиграли. С одной стороны, уже с середины 1943г. Германия в среднем теряла столько же подлодок, сколько вводила в строй, но уже с середины 1944г. баланс нарушился, естественно, в пользу противолодочных сил. С другой стороны, среднемесячные потери тоннажа союзников на одну действующую в море подводную лодку сократились с 10 000 т в 1940г. до 800 в 1944г. Если взять абсолютные цифры, то в самом результативном 1942г. германские подводные лодки потопили 1160 судов, а в 1944г. — только 132. Естествен вопрос, а что могло бы произойти с вступлением в строй германских подлодок XXI и XXIII серий? Это дало бы эффект, но временный. Практически дизель-электрические подводные лодки достигли своего качественного предела, а противолодочные силы, также осуществившие в те годы количественно-качественный рывок, имели большие перспективы развития. Вот и все! Тупик!

 

Подводная лодка пр. 641

Подводная лодка пр. 641

 

Разумеется, подобные выводы требовали рекомендаций для выхода из тупика. А выход мог быть только один — подводная лодка должна появляться на поверхности как можно реже и на очень непродолжительное время, а лучше вообще погружаться и всплывать только у своей базы. Кстати, как это ни парадоксально, но в истинно подводной лодке были заинтересованы как подводники, так и противолодочники. Их логика была такова. Кто эффективнее всех борется с танком? Танк! Кто эффективнее всех борется с самолетом? Самолет! А ведь до сих пор подводные лодки целеустремленно в море с себе подобными не боролись. Потому что для этого им также надо быть истинно подводными, малошумными и быстроходнее своих потенциальных жертв. Другими словами, классическая дизель-электрическая подводная лодка во многом себя окончательно изжила.

 

Устройство подводной лодки пр. 641

Устройство подводной лодки пр. 641

Устройство подводной лодки пр. 641

 

По этой причине, а также поскольку основные страны-победительницы за годы войны накопили даже излишнее количество морских вооружений, отдельные их образцы, например подводные лодки, строились малыми сериями и во многом с исследовательскими целями. Искали выход из тупика.

Другое дело Советский Союз. Завершив войну победителем и располагая самыми мощными сухопутными войсками, он обладал просто убогим Военно-морским флотом, ни количественно, ни качественно совершенно не соответствовавшим ни статусу государства, ни планам его руководства. По этой причине, форсировав исследования трофейнойтехники, советские кораблестроители уже в 1950г. приступили к постройке средних подводных лодок проекта 613, причем серией в 215 единиц. Беспрецедентный случай в мировой практике в условиях мирного времени. Впитавшая в себя, насколько это позволил технологический уровень отечественной промышленности, все достижения мирового подводного кораблестроения периода Второй мировой войны, надежная в эксплуатации и с отработанной технологией постройки, подлодка этой серии первой в мире вышла на рынок военных вооружений. Около 40 таких подлодок было продано и передано семи странам, кроме этого, их строительство осуществлялось в Китае.

 

Подводная лодка пр. 641Б

Подводная лодка пр. 641Б

 

Дальнейшим развитием стал проект 633; головная лодка этой серии была заложена в 1957г. Всего было построено 20 таких кораблей. Они, по сравнению с предшественницами, имели вдвое большую автономность и в полтора раза большую глубину погружения. Часть этих подлодок приобрели Египет, Сирия, Алжир и Болгария. Кроме того, их строили в Китае.

Еще в ходе Великой Отечественной войны началось проектирование большой подводной лодки проекта 611, однако в силу ряда обстоятельств, в основном связанных с изучением трофейной техники, проект утвердили только в январе 1949г.

 

Подводная лодка пр. 877

Подводная лодка пр. 877

 

 Всего планировали постройку 40 таких кораблей, но в 1954-м приняли новое решение и в 1957-м заложили головную лодку другого проекта 641. Повторяя свою предшественницу в принципе, за счет применения новой марки стали она имела на 40 % большую глубину погружения, на 20 % большую автономность, больший запас топлива и т. д. В целом корабль получился удачным, и, кроме 58 подлодок этого проекта для отечественного флота, такие лодки строились для Индии, Кубы и Ливии. Однако именно в эти годы особое внимание было уделено созданию ядерного подводного флота, и интерес к дизельным подводным лодкам явно ослаб. Тем более, что уже имеющееся их количество вроде бы позволяло решать все вопросы, прежде всего, в закрытых морях. Отчасти по этой причине очередная дизельная подводная лодка нового проекта 641Б появляется только через 15 лет.

 

Устройство подводной лодки пр. 877

Устройство подводной лодки пр. 877:

1 — носовая антенна гидроакустического комплекса; 2 — торпедные аппараты; 3 — запасные торпеды; 4 — торпедный отсек; 5, 11 — аккумуляторные батареи; 6 — жилые помещения; 7 — центральный пост; 8 — прочная рубка; 9 — выдвижные устройства; 10 — жилой и аккумуляторный отсек; 12 — дизель-генераторный отсек; 13 — электромоторный отсек; 14 — главный гребной электродвигатель; 15 — электродвигатель экономичного хода; 16 — кормовой отсек

 

Улучшение обитаемости дизельных подводных лодок послевоенных проектов шло по нескольким путям. Первый из них заключался в создании установок кондиционирования воздуха, правда, более-менее эффективно работающая установка появилась только на больших подводных лодках проекта 641. Второй путь предусматривал увеличение объема жилых помещений. Это позволило каждому члену экипажа предоставить индивидуальное спальное место. Что касается офицеров, то и на проекте 641 часть из них спала в кают-компании. Несколько увеличился запас пресной воды, а также возросла производительность опреснительной установки. Однако эта установка потребляла довольно много электроэнергии, и поэтому ею пользовались крайне ограниченно.

В середине 1970-х гг. пришло понимание того, что мы можем безнадежно отстать от таких стран, как Германия и Япония, а именно — подводные лодки их постройки стали реальной угрозой нашим силам на выходе из баз на всех предполагаемых театрах военных действий. Вскоре положение исправили, и в 1980 г. в состав советского Военно-морского флота вошла головная подводная лодка нового поколения проекта 877, или «Варшавянка». О ее качестве можно судить хотя бы по таким фактам. В 1980-х гг. главным поставщиком на международном рынке подводных лодок являлась Германия, чьи дизельные лодки были если не самыми лучшими, то одними из таковых. Несмотря на это, несколько стран закупили наши «Варшавянки». Среди них была и Индия, которая одновременно заказала в Германии несколько подлодок типа 1500. Вполне естественно, что индусы этим воспользовались и провели учение, где советская и германская подлодки оказались в дуэльной ситуации. В ходе учения «Варшавянка» не оставила «немке» никаких шансов. На Западе, кроме официального натовского обозначения «Кило», она получила прозвище «Черная дыра».

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля