Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Многоцелевые атомные Подводные Лодки

В конце 1950-х гг. основным предназначением торпедных подводных лодок становится борьба с себе подобными, и прежде всего с подводными лодками, вооруженными баллистическими ракетами. На решение этой задачи были сориентированы и отечественные подводные лодки нового проекта 671. Первоначально противолодочными они назывались скорее формально, так как имели на вооружении те же торпеды, что и их предшественницы. Но в 1969г. они получают противолодочную ракету «Вьюга», а в 1981г. — «Водопад».

Обе эти ракеты имели калибр 533мм и запускались из штатного торпедного аппарата. После старта с глубины 50—60м ракета «Вьюга» с помощью выдвижных решетчатых рулей производила разворот на подводном участке, выходила из воды и набирала высоту. На воздушном участке она управлялась с помощью инерциальной системы. Дальность стрельбы достигала 35км. Подрыв ядерной боевой части происходил на глубине до 600м. Несколько раньше, в 1965г., аналогичную противолодочную торпеду «Саброк» приняли на вооружение в США. Ракета «Водопад» вместо ядерной боевой части имела отделяющуюся в районе цели малогабаритную самонаводящуюся торпеду. Это выгодно отличало ее от «Саброка», так как делало возможным применять в ходе войн с применением только обычного оружия, а также в вооруженных конфликтах.

 

Противолодочная ракета «Саброк» и траектория ее полета

Противолодочная ракета «Саброк» и траектория ее полета:

1 — выход ракеты из торпедного аппарата и включение двигателя; 2 — выход ракеты на поверхность; 3 — разгон ракеты до сверхзвуковой скорости; 4 — отделение двигателя; 5 — падение двигателя; 6 — полет головной части по баллистической траектории; 7 — подрыв ядерного заряда на заданной глубине

 

Эти ракеты, наряду с самонаводящимися торпедами, сделали подводные лодки проекта 671 действительно противолодочными. Что, однако, не означало, будто они не могли бороться с надводными кораблями — имеющийся у них арсенал торпед позволял решать и эту задачу.

Правда, с помощью классических торпед уже стало проблематичным уничтожение еще одного главного противника. Дело в том, что к началу 1960-х гг. у советского ВМФ, кроме натовских подводных лодок-ракетоносцев, появилась и другая «головная боль» — авианосцы. Система противолодочной обороны этих кораблей достигла такого совершенства, что приблизиться к ним на дистанцию торпедного залпа 15—20 км стало почти нереально.

 

Многоцелевая атомная подводная лодка пр. 671РТМ

Многоцелевая атомная подводная лодка пр. 671РТМ

 

Отечественные торпеды могли стрелять и на больших дистанциях, но на пониженной скорости — 30—35 узлов, что позволяло авианосцу просто уйти из зоны захвата головки самонаведения торпеды. Выход нашли в создании 650-мм торпед. Габариты позволили оснастить ее газотурбинной силовой установкой, обеспечивавшей дальность стрельбы 50 км при скорости хода 50 узлов. Такие торпеды получили на вооружение подлодки улучшенных проектов

Основные тактико-технические элементы многоцелевых атомных подводных лодок

Название

Пр. 671РТМ

«Лос-Анджелес» mod

Пр. 945

«Сивульф»

Пр. 885

Страна разработчик проекта, год вступления в строй головной пл

Россия, 1977

США, 1985

СССР, 1984

США, 1997

Россия, строится

Водоизмещение, т: надводное

подводное

4780

7250

6330

7177

6470 10400

8060

9140

8600

Архитектурно-конструктивный тип

двухкорпусная

однокор-  двухкор-  однокор-  однокор-пусная      пусная      пусная      пусная

Главные размерения, м: длина наибольшая ширина наибольшая осадка наибольшая

106

10

8

110,3

10,1

9,9

110

12

9,5

107,6

12,9

10,9

111

12

8,4

Главная энергетическая установка: число и тип ядерного реактора число × мощность ГТЗА, л. с. число гребных валов

2 ВВР

1 × 31 000

1

1 ВВР

2×17500

1     

1 ВВР

1×50000

1

1 ВВР

2×30000

1

1 ВВР

1×43000

1

Скорость хода подводная, узлы

30

33

33,6

35

33

Глубина погружения предельная, м

400

450

700

600

Вооружение:

ракетные пусковые установки ×

боекомплект

торпедные аппараты × калибр, мм

боекомплект торпед и ракет для ТА

2 × 650 +

4 × 533

24

12 × 12

4 × 533

26

6 × 533

40

8 × 660

50

8 × 24

8 × 533

30

Экипаж, чел.

100

141

61

134

55

 

 

671РТ и 671РТМ. Их отличительной чертой стало также наличие и первых боевых информационно-управляющих систем. Последние значительно увеличили качество принятия решений, в том числе и на применение оружия. Что касается самого оружия, то, изначально задуманные как противолодочные, новые подлодки вновь стали приобретать качество противокорабельных. Но и это не все. Подлодки проекта 671РТМ получили на вооружение крылатые ракеты «Гранат» для стрельбы по берегу, и таким образом они окончательно превратились из противолодочных в многоцелевые (табл.).

 

Устройство подводной лодки пр. 671РТМ

Устройство подводной лодки пр. 671РТМ:

 1 — носовая антенна ГАК; 2 — торпедные аппараты; 3 — запасные торпеды; 4 — торпедный отсек; 5 — жилой отсек; 6 — центральный пост; 7 — прочная рубка; 8 — выдвижные устройства; 9 — реакторный отсек; 10 — турбинный отсек; 11 — электромеханический отсек; 12 — отсек вспомогательных механизмов; 13 — кормовой отсек

 

Несмотря на целый ряд высоких характеристик, торпедные атомные подводные лодки второго поколения отличались повышенной шумностью, что ставило их в невыгодное положение в дуэльной ситуации с американскими аналогами. Поэтому при проектировании третьего поколения торпедных подводных лодок особое внимание обращалось на новейшие достижения в области снижения акустического поля, комплексной автоматизации и титановых корпусов.

 

Многоцелевая атомная подводная лодка пр. 945

Многоцелевая атомная подводная лодка пр. 945

 

Это поколение представлено подлодками проекта 971 типа «Барс» и проекта 945 типа «Барракуда». Обе лодки создавались практически под одинаковое вооружение и однотипную однореакторную установку, и обе имели спасательную всплывающую камеру. Отличие между ними заключалось в том, что лодки проекта 971 строились со стальными корпусами, а проекта 945 — с титановыми. Такое на первый взгляд странное решение имело под собой совершенно простое объяснение. Дело в том, что лодки планировалось строить в Европейской части России и на Дальнем Востоке. Но на первом заводе не могли строить стальные подлодки из-за их большого водоизмещения, а на другом не могли строить титановые, так как в том регионе просто отсутствовала база по его производству. Отличие в корпусах сказалось и на глубине погружения: для лодок проекта 945 она составляла около 700м, а для лодок 971 — только 400. Зато последняя имела не два, а четыре 650-мм торпедных аппарата. Кроме этого, она получила на вооружение крылатые ракеты «Гранат», что позволило ей наносить удары по наземным объектам. Такими же ракетами вооружили подводные лодки модифицированного проекта 945А типа «Кондор», но с них убрали 650-мм торпедные аппараты. В настоящее время именно эти корабли составляют основу многоцелевых подводных лодок России.

 

Подводная лодка пр. 945 покидает базу

Подводная лодка пр. 945 покидает базу

 

Подводная лодка проекта 971 имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделен на 6 отсеков. Легкий корпус имеет противогидроакустическое покрытие. Это самая малошумная российская подлодка, ее уровень шумности ниже, чем у последних модификаций американских субмарин типа «Лос-Анджелес». Для снижения шумности применена двухкаскадная амортизация источников шума, все действующее в малошумном режиме оборудование размещено на многопалубных амортизированных блоках, так называемых «этажерках», в носовых отсеках размещено минимально необходимое количество работающих механизмов, усовершенствованы обводы корпуса, сведены к минимуму выступающие части, закрыты вырезы и отверстия на легком корпусе, исключено перетекание воды в надстройке, использованы более жесткие нормы виброакустических характеристик оборудования. Лодка имеет аварийную систему порохового продувания цистерн главного балласта, что обеспечивает всплытие с предельной глубины даже при отсутствии запасов воздуха высокого давления.

 

Подводная лодка пр. 971

Подводная лодка пр. 971:

1 — гондола устройства постановки и выборки антенны; 2 — 1-я палуба; 3 — 2-я палуба; 4 — ограждение рубки; 5 — рубка—всплывающая спасательная капсула; 6 — верхняя палуба; 7 — платформа торпедной выгородки; 8 — торпедная выгородка; 9 — проницаемая часть носовой оконечности; 10 — носовая оконечность лодки; 11 — выгородка гидроакустического комплекса; 12, 22 — дифферентные цистерны; 13 — аккумуляторная яма; 14 — 3-я палуба; 15 — трюм; 16 — 4-я палуба; 17 — внутренние цистерны; 18 — реакторная выгородка; 19 — насосная выгородка; 20 — дейдвудная труба; 21 — румпельное отделение

 

Первый отсек (торпедный) разделен на две части платформой торпедной выгородки. В верхней части отсека располагаются казенные части торпедных аппаратов и боезапас, внизу — стойки радиоэлектронной аппаратуры (в основном гидроакустического комплекса), средства вентиляции и кондиционирования отсека и радиоэлектронного вооружения. Под 2-й палубой — носовой и кормовой трюмы, в центре — аккумуляторная яма.Во втором отсеке расположены главный командный пункт, рубки различной аппаратуры, в том числе боевой информационной управляющей системы. 2-я и 3-я палубы — жилые, общественные и медицинские помещения, 4-я палуба — стойки аппаратуры радиоэлектронного вооружения, средства кондиционирования, общекорабельные системы, командирский и зенитный перископы.

 

Центральный пост советской атомной многоцелевой подводной лодки

Центральный пост советской атомной многоцелевой подводной лодки

 

В третьем отсеке (вспомогательных механизмов) на 1-й и 2-й палубах размещены рубки и различная аппаратура, на 3-й и 4-й — вспомогательное оборудование (включая компрессоры системы воздуха высокого давления, холодильные машины, дизель-генераторную установку, водоотливные и осушительные насосы, электромашинные преобразователи), все подъемно-мачтовые устройства.

Четвертый отсек — реакторный, а пятый — турбинный. Там размещена блочная паротурбинная установка с навешенными турбогенераторами и холодильными машинами. Шестой отсек вспомогательных механизмов. Там различное вспомогательное оборудование (через отсек проходит валопровод с главным упорным подшипником в носу и уплотнением гребного вала в корме).

Рубка выполнена в виде всплывающей спасательной камеры, предусматривающей спасение всего экипажа.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля