Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Подводные Лодки с баллистическими ракетами

Новая многоцелевая ядерная подводная лодка проекта 885. Вся носовая часть корабля отдана для размещения антенн гидроакустического комплекса. Поэтому впервые на отечественных подлодках торпедные аппараты перенесены ближе к средней части и располагаются под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект восьми 533-мм торпедных аппаратов входит 30 единиц вооружения: самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, противокорабельные ракеты «Альфа» с дальностью стрельбы 200км.

 

Подводная лодка пр. 885

Подводная лодка пр. 885

 

Кроме этого, за надстройкой имеются восемь вертикальных пусковых шахт для стратегических крылатых ракет «Гранат» или противокорабельных «Оникс» с дальностью стрельбы 300км.

Изыскания по поводу возможности применения баллистических ракет с подводных лодок начались в США и СССР практически одновременно. Однако пути двух соперников, по крайней мере вначале, значительно разошлись. В конце 1950-х гг., согласно концепции создания триады ядерных сил, состоящих из наземного, воздушного и морского компонентов, в США стали вступать в строй атомные подводные лодки типа «Джордж Вашингтон» с шестнадцатью баллистическими ракетами

Основные тактико-технические элементы подводных лодок с баллистическими ракетами

Название

Пр. 658

«Дж. Вашингтон»

Пр. 667БДРМ

Пр. 941

«Огайо»

Страна разработчик проекта, год

СССР,

США,

Россия,

Россия,

США,

вступления в строй головной пл

1960

1960

1985

1981

1981

Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

надводное

4030

5600

11700

23200

16600

подводное

5300

6700

18200

48000

18750

Архитектурно-конструктивный тип

двухкор-

пусная

однокор-

пусная

двухкор-

пусная

двухкор-

пусная

однокор-

пусная

Главные размерения, м:

 

 

 

 

 

длина наибольшая

114

115,8

167

172

170,7

ширина наибольшая

9,2

10

11,7

23,3

12,8

осадка наибольшая

7,5

8,9

8,8

11

11,1

Главная энергетическая установка:

 

 

 

 

 

число и тип ядерного реактора

2 ВВР

1 ВВР

2 ВВР

2 ВВР

1 ВВР

число × мощность ГТЗА, л. с.

2 × 17 500

1 × 17 500

2 × 20 000

2 × 50 000

2 × 30 000

число гребных валов

2

1

2

2

1

Скорость хода подводная, узлы

26           

25

24           

25

24

Глубина погружения рабочая, м

240         

200

400         

400

300

Вооружение:

 

 

 

 

 

ракетные пусковые установки

3

16

16

20

24

дальность стрельбы ракет, км

1420

2200

8300

8300

12000

количество боеголовок × мощность, кт

3 × 800

16 × 500

64 × 100

200 × 100

336 × 150

торпедные аппараты × калибр, мм

4 × 533 + 4 × 400

6 × 533

4 × 533

4 × 650 + 2 × 533

4 × 533

боекомплект торпед

4 + 12

18

18

22

Экипаж, чел.

80

100

135

160

155

 

«Поларис» с дальностью стрельбы 2200км. Здесь уместно отметить комплексность создания такой новой системы оружия, когда одновременно разрабатывались: специальная морская баллистическая ракета на твердом топливе и с подводным стартом, специальная ядерная подводная лодка, системы тылового и технического обеспечения, базирования и т. д.

 

Баллистическая ракета Р-11ФМ

Баллистическая ракета Р-11ФМ:

1 — головная часть; 2 — бак окислителя; 3 — бак горючего; 4 — аппаратура системы управления; 5 — центральная камера

 

Было также определено точное количество потребных подлодок этого подкласса — 41 (заметим: не 40 или 50, а именно 41). По замыслу американцев, эти подводные лодки должны были нести боевое патрулирование в районах, откуда они могли по приказанию в кратчайший срок нанести ракетно-ядерный удар по объектам на территории СССР. Учитывая определенное отставание американцев в создании межконтинентальных ракет, такое решение было вполне обоснованным. Но не американцы являлись первыми создателями и морской баллистической ракеты и подводной лодки для нее…

В Советском Союзе ситуация с созданием ракетной подлодки складывалась несколько парадоксально. Дело в том, что когда малая дальность полета первых баллистических ракет как бы естественно требовала носителя для доставки ее поближе к Американскому континенту, вопрос о вооружении ими подводных лодок на государственном уровне даже не ставился. Когда же в СССР создали межконтинентальную баллистическую ракету, способную поражать цели с нашей территории в любой точке земного шара, одновременно встал вопрос о вооружении баллистическими ракетами подводной лодки. Однако, в отличие от американцев, мы пошли по пути наименьшего сопротивления. Вместо глубокой проработки вопроса, комплексного подхода к созданию совершенно новой системы оружия, ее стали «лепить» буквально из того, что есть. В качестве прототипа для первой морской ракеты приняли уже устаревшую армейскую ракету Р-11, прямую наследницу германской V-2

(ФАУ-2), получившую индекс Р-11ФМ. В качестве ее носителя переоборудовали серийную дизель-электрическую подводную лодку проекта 611, получившую условное обозначение проекта В-611.

 

Размещение баллистической ракеты Р-11ФМ на опытовой подводной лодке пр. В-611

Размещение баллистической ракеты Р-11ФМ на опытовой подводной лодке пр. В-611

 

На первой ракетной подводной лодке две вертикальные шахты, в которых хранились ракеты, разместили за боевой рубкой в диаметральной плоскости.

Старт ракет производился со специальных пусковых столов, выдвигаемых вместе с ракетой перед стрельбой на верхний срез шахты. Пусковая установка ракеты имела горизонтальную амортизацию механического типа, поворотный пусковой стол для наведения по азимуту и корсетное устройство для удержания ракеты на верхнем срезе шахты. Старт производился из надводного положения подводной лодки, при движении любым курсом со скоростью до 20 узлов, при волнении моря до 5 баллов, что соответствовало бортовой качке с амплитудой до 12° и с угловой скоростью до 9°/с.

 

Подводная лодка пр. В-611

Подводная лодка пр. В-611

 

Для запуска двигателя применялись самовоспламеняющиеся компоненты — топливо и окислитель. Компоненты топлива под давлением редуцированного воздуха из специального пневмоблока прорывали мембраны и, поступая в газогенераторы, самовоспламенялись. Возрастающее давление прорывало мембраны газогенераторов, и газы поступали в баки горючего и окислителя, создавая давление, необходимое для вытеснения компонентов в двигатель. Ракета управлялась инерционной системой управления только до момента отключения двигателя.

 

Траектория полета ракеты Р-11ФМ

Траектория полета ракеты Р-11ФМ:

1 — конец активного участка; 2 — начало стабилизации ракеты в плотных слоях атмосферы

 

Траектория полета состояла из двух участков: активного, на котором работал двигатель, и пассивного, на котором продолжался полет ракеты по баллистической траектории.

Система управления ракеты решала задачи управления дальностью и обеспечивала устойчивость движения ракеты в полете. Она включала в себя автомат стабилизации, автомат управления дальностью, коммутационную аппаратуру и источники питания. Газоструйные рули, смонтированные в сопловой части двигателя, отклоняясь в газовом потоке двигателя, стабилизировали ракету в полете по углам тангажа, рыскания и крена*.

При достижении ракетой определенной скорости по данным интегратора ускорения поступала команда от системы управления на отсечку двигателя, и ракета продолжала движение по баллистической траектории к цели. При встрече ракеты с целью должно было сработать взрывательное устройство и обеспечить взрыв специального заряда головной части. С принятием комплекса с ракетой Р-11ФМ на вооружение Советский Союз стал первой страной, в составе подводных сил которой находились ракетные подводные лодки с баллистическими ракетами.

Первый в мире пуск баллистической ракеты с подводной лодки произвели 16 сентября 1955г., правда окончательно ракету Р-11ФМ приняли на вооружение только в 1959 г. До первого пуска американского «Полариса» оставалось еще 5 лет. Однако дальность стрельбы 150км и ее точность — круговое вероятное отклонение 8 км — даже по тем временам делали ее малопригодной для практического применения. Фактически ее характеристики оказались хуже, чем у принятой на вооружение в том же году крылатой ракеты П-5.

*Угол тангажа — это угол в вертикальной плоскости между плоскостью горизонта и продольной осью летательного аппарата. Угол крена — это угол в вертикальной плоскости между плоскостью горизонта и поперечной осью летательного аппарата или основной плоскостью (плоскостью палубы) судна. Рысканье — это небольшое угловое отклонение движущегося судна или летательного аппарата под воздействием внешних возмущений и перекладки руля, необходимой для удержания заданного курса.

 

Подводная лодка пр. 629М

Подводная лодка пр. 629М

 

Вместе с принятием на вооружение первой корабельной баллистической ракеты в 1959г. стали вступать в строй первые специально спроектированные для них дизель-электрические подводные лодки проекта 629, а с 1960 г. и первые отечественные атомные ракетные подлодки проекта 658. В том же году вступила в строй головная американская подлодка с баллистическими ракетами «Джордж Вашингтон». Но отечественный атомоход нес три ракеты, а американский 16 и с подводным стартом. Нужно было догонять, и суть дела здесь заключалась не в амбициях. Просто развитие противолодочных сил и средств НАТО сделало подводный старт насущной проблемой.

 

Подводная лодка пр. 658

Подводная лодка пр. 658

 

Разработка качественно новой ракеты с подводным стартом потребовала проведения большого объема теоретических и экспериментальных исследований. Одной из центральных проблем был выбор способа и отработка подводного старта ракеты с движущейся подводной лодки и управление ею на подводном участке с выводом на программную траекторию. Следует отметить, что проблемами подводного старта управляемых баллистических ракет в нашей стране занимались и ранее — с конца 1940-х гг.

 

Устройство подводной лодки пр. 658

Устройство подводной лодки пр. 658:

1 — ракетная шахта; 2 — ядерный реактор; 3 — турбина

 

Исследования подводного старта включали три этапа: бросковые испытания макетов ракеты с неподвижного погружного стенда, продолжение этих испытаний с движущейся опытной подводной лодки, прицельные стрельбы на полную дальность ракетами с движущейся подводной лодки.

 

Траектория полета ракеты Р-21

Траектория полета ракеты Р-21:

1 — старт; 2 — отделение головной части; 3 — вход головной части в атмосферу

 

Специальный погружной стенд создавался на Черном море. Основой стенда была шахта на понтоне, который затягивался на стартовую глубину с берега лебедкой с помощью троса, соединенного со стендом и пропущенного через блок, установленный на бетонном массиве на дне моря под стендом. Управление пуском осуществлялось по кабелям, проложенным к стенду от берега. Одновременно велось переоборудование средней подводной лодки проекта 613 с размещением в средней ее части побортно вне прочного корпуса двух ракетных шахт.

Не все получалось гладко. Первый подводный пуск ракеты в 1959 г. был неуспешным. После выполнения операций по подготовке и проведению пуска ракеты в шахте послышался шум, по показаниям информационных табло-транспарантов было видно, что старт состоялся. Крышку шахты закрыли, подводная лодка всплыла в надводное положение, и тут оказалось, что с корабля-контролера, сопровождавшего подводную лодку, старта ракеты не наблюдали. Было установлено, что ракета находится в шахте, а через некоторое время двигатель ракеты самопроизвольно запустился и неуправляемая ракета вылетела из шахты. Испытания были остановлены для выяснения и устранения причин аварийного пуска.

Второй выход подводной лодки на стрельбу состоялся на Белом море 13 августа 1960 г. и также оказался неудачным. После заполнения шахты водой в ней раздался глухой удар, который было слышно во всех отсеках подводной лодки, при этом на пульте системы управления исчезло электропитание, транспаранты, характеризовавшие состояние ракеты, погасли.

Осмотр, проведенный после всплытия подводной лодки и осушения шахты, показал, что головная часть ракеты смята, болты крепления ракеты к пусковому столу разорваны, а ракета отошла от стола. После возвращения на базу аварийная ракета была выгружена из шахты, компоненты топлива слиты, произведены нейтрализация бака и магистралей окислителя, разборка и осмотр ракеты. В дальнейшем порядок заполнения шахты водой был скорректирован, и 8 сентября подводная лодка опять вышла в море.

 

Американская подводная лодка «Джордж Вашингтон»

Американская подводная лодка «Джордж Вашингтон»:

1 — запасные торпеды; 2 — цистерна; 3 — столовая команды; 4 — жилые помещения; 5 — аккумуляторные батареи; 6 — посты управления ракетной стрельбой; 7 — центральный пост; 8 — боевой информационный пост; 9, 10 — кладовые; 11 — гироскопический успокоитель качки; 12 — ракетные шахты; 13 — баллоны со сжатым воздухом; 14 — ядерный реактор; 15 — парогенератор; 16 — циркуляционный насос; 17 — паровая турбина; 18 — редуктор; 19 — вспомогательные механизмы; 20 — ограждение рубки; 21   — носовые горизонтальные рули; 22 — перископ; 23 — антенны; 24 — крышки ракетных шахт; 25 — люк над съемным листом прочного корпуса; 26 — входной люк; 27 — кормовые рули; 28 — гребной винт; 29 — обтекатель гидроакустической станции

Американская подводная лодка «Джордж Вашингтон»

Конструкция подводной лодки типа «Скипджек»

 

Предстартовая подготовка ракеты, заполнение шахты водой и старт 10 сентября прошли нормально. Таким образом, 10 сентября 1960г. впервые в Советском Союзе был осуществлен пуск экспериментальной баллистической ракеты из подводного положения подводной лодки на дальность 125 км с глубины 30м при скорости 3,2 узла.

 

Баллистическая ракета Р-21

Баллистическая ракета Р-21

 

Запуск двигателя производился непосредственно в шахте подводной лодки в воздушный объем («колокол»), образуемый герметизированными объемами хвостового отсека ракеты и пусковым столом. Уменьшение пика давления в шахте до допустимых значений и снижение влияния внешних нагрузок на ракету при старте и движении ее под водой обеспечивались специальной программой ступенчатого выхода двигателя на режим, предстартовым наддувом баков ракеты, созданием прочных и герметичных головного и приборного отсеков.

В мае 1963г. комплекс Д-4 с ракетой Р-21 приняли на вооружение. Подводный пуск ракет обеспечивался с глубины 40—50м при скорости подводной лодки 2—4 узла, волнении моря до 5 баллов. При предстартовой подготовке ракеты осуществлялся предварительный наддув баков окислителя и горючего, затем шахта заполнялась водой из специальных цистерн кольцевого зазора подводной лодки. После заполнения шахты водой осуществлялось выравнивание давления в ней с забортным и открывалась крышка шахты. Управляемое движение на подводном участке и выход на программную траекторию происходили с помощью бортовой системы управления ракеты и качающихся камер 4-камерного маршевого жидкостного реактивного двигателя.

 

Первые атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами, представляли из себя серийные торпедные лодки, в которые врезали дополнительный ракетный отсек. Таковыми были и первые американские корабли типа «Джордж Вашингтон», где в основе лежала противолодочная подлодка типа «Скипджек». Отечественный ракетоносец проекта 658 являлся «удлиненной» версией торпедной подлодки проекта 627.

 

Схема размещения шахт на подводной лодке

Схема размещения шахт на подводной лодке:

1 — легкий корпус; 2 — прочный корпус; 3 — ракетная шахта; 4 — крышка шахты; 5 — палуба подводной лодки

 

 Но американцы в то время для своих противолодочных подлодок уже перешли на так называемый «альбакоровский» корпус. Так их нарекли по названию экспериментальной дизель-электрической подлодки «Альбакор». Она имела каплеобразную форму, оптимизированную для достижения максимальных скоростей подводного хода, с меньшим соотношением длины к ширине, чем у классических подлодок.

По этой причине ширина американского прототипа ракетной лодки оказалась на несколько метров больше, чем советского. И наоборот, длина американской ракеты 8,5м при высоте корпуса подлодки около 10м, а советской — 14м при высоте корпуса только 8м. Все это привело к тому, что на «Джордже Вашингтоне» смогли разместить ракеты в два ряда в корпусе, а на проекте 658 — только в один, и шахта занимала по высоте не только корпус, но и ограждение рубки. Таким образом, стало очевидным, что требуется разработка специального проекта, в противном случае мы никогда не сможем иметь на каждом корабле такого количества ракет, как американцы. Однако проектные работы по различным причинам затягивались и первый ракетоносец нового поколения проекта 667А вступил в строй только в 1967 г. За внешнюю схожесть с американскими подводными лодками она получила прозвище «Иван Вашингтон».

 

Подводная лодка пр. 667А

Подводная лодка пр. 667А

 

 

Баллистическая ракета Р-27:

Баллистическая ракета Р-27:

1 — головная часть; 2 — приборный отсек; 3 — баки окислителя; 4 — амортизаторы; 5 — бак горючего; 6 — двигатель; 7 — переходник

 

 

Траектория полета ракеты Р-27

Траектория полета ракеты Р-27:

1 — старт; 2 — отделение головной части; 3 — вход головной части в атмосферу

 

Боекомплект подводной лодки проекта 667А включал 16 баллистических ракет Р-27 (РСМ-25). Принципиально новым явилась заводская заправка долгохранимыми компонентами топлива с последующей ампулизацией ракет. Под этим понимается заправка ракет компонентами топлива и герметизация заправочно-дренажных клапанов прямо на заводе-изготовителе. Это обеспечивало хранение ракеты в заправленном состоянии в шахте подводной лодки в течение года.

Ракету Р-27 выполнили по одноступенчатой схеме, и она включала моноблочную головную часть, двигательную установку, бортовую систему управления и переходник. Переходник, размещенный в нижней части ракеты, предназначался для стыковки ракеты с пусковой установкой и создания воздушного «колокола», снижающего пик давления при запуске двигателя в затопленной водой шахте. В комплексе применили новую схему пусковой установки, включающей в себя пусковой стол и размещаемые на ракете резинометаллические амортизаторы. На ракете впервые отсутствовали стабилизаторы, что позволило уменьшить диаметр шахты.

В комплексе реализовали возможность залповой стрельбы двумя 8-ракетными залпами. Стрельба производилась с глубины 40—50м, время предстартовой подготовки — 8 минут, интервал между пусками ракет составлял 8 секунд. В конце активного участка траектории полета производилось отделение головной части ракеты. При стрельбе на максимальную дальность время работы двигательной установки составляло 128,5 секунды, высота в конце активного участка — 120 км, максимальная высота траектории — 620 км.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля