Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Баллистические ракеты Подводных Лодок

Дальнейшее совершенствование баллистических ракет шло по пути некоторого увеличения дальности стрельбы, оснащения ракеты моноблочной или разделяющейся на несколько боевых блоков головной частью (с «рассеиванием» боевых блоков в пределах цели), создания ракеты с твердотопливным двигателем, увеличения сроков хранения ракет в шахтах подводной лодки, обеспечения залповой стрельбы.

 

Подводная лодка пр. 667БДР

Подводная лодка пр. 667БДР

 

Одновременно совершенствовались и подводные лодки-носители. Последующие проекты являлись дальнейшим развитием проекта 667А с более совершенными баллистическими ракетами. Так, поступившая на вооружение подлодок проектов 667Б и 667БД в 1973г. баллистическая ракета РСМ-40 имела дальность стрельбы более 9000км.

 

Траектория полета баллистической ракеты Р-29Р

Траектория полета баллистической ракеты Р-29Р:

1 — конец работы двигателя I ступени; 2 — сброс астрокупола; 3 — визирование звезд; 4 — конец работы двигателя II ступени; 5 — коррекция траектории; 6 — участок разведения и построения боевого порядка боевых блоков; 7 — зона разведения боевых блоков

 

Это уже межконтинентальная ракета! Зачем она на подводных лодках? Дело в том, что выйти из базы и просто «раствориться» в мировом океане наши подлодки, в отличие от натовских, уже не могли. Причиной тому была система ПЛО НАТО, прекрасно учитывавшая особенности физико-географических условий российской системы базирования. Например, на Севере сложилась такая обстановка, что как только в 1971 г. американские подводные лодки получили на вооружение баллистические ракеты нового поколения «Посейдон» с дальностью стрельбы 4600 км, они ушли из Баренцева и Норвежского морей и сразу стали почти недосягаемы для советских сил. Одновременно Советский Союз, наоборот, мог обеспечить требуемую боевую устойчивость своих ракетоносцев только в зоне действия основных сил флота, то есть в Баренцевом море. Все это вынудило укрывать ракетные подводные лодки чуть ли не в своих территориальных водах под прикрытием сил флота и ПВО. Более того, новые ракеты можно было запускать, прямо стоя у причала в базе. Получалось так, что американцы увеличивали дальность стрельбы своих ракет для того, чтобы можно было поразить

объекты Советского Союза или, например, Китая из любой точки мирового океана, а СССР увеличивал дальность стрельбы своих ракет, чтобы можно было поразить любую точку Земли от своих берегов.

 

Подводная лодка пр. 667БДР у побережья Кольского полуострова

Подводная лодка пр. 667БДР у побережья Кольского полуострова

 

Этапной отечественной корабельной баллистической ракетой с жидкостным реактивным двигателем стала двухступенчатая Р-29Р (РСМ-50), которыми вооружены подводные лодки 667БДР. Во-первых, значительно улучшилась точность наведения ракеты за счет применения астрокоррекции. Во-вторых, она стала оснащаться разделяющейся головной частью с индивидуальным наведением каждого боевого блока. До этого баллистические ракеты морского базирования предназначались для поражения площадных целей, теперь появилась возможность одновременного поражения до 7 относительно малоразмерных целей, отстоящих друг от друга на десятки километров. А всего одна подводная лодка проекта 667БДР могла одним залпом уничтожить до 112 целей.

 

Баллистические ракеты Р-29Р и Р-29РМ:

Баллистические ракеты Р-29Р и Р-29РМ:

1 — головная часть; 2 — приборный отсек; 3 — боевые блоки; 4 — III ступень; 5 — II ступень; 6 — I ступень

 

Отличительная особенность ракеты Р-29Р — возможность комплектации ее тремя взаимозаменяемыми вариантами боевой нагрузки (моноблочной, трех- и семиблочной), а также наличие боевой ступени ракеты, в состав которой входят жидкостная двигательная установка, отсек боевой нагрузки с боевыми блоками и средствами радиотехнической защиты и приборный отсек с бортовой аппаратурой системы управления.

Несмотря на то что уже первые отечественные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами, оснащались специальными навигационными комплексами, их работа сопровождалась существенными ошибками в определении места и курса подводной лодки. Выработка данных для стрельбы осуществлялась только при движении подводной лодки в течение нескольких часов с постоянной скоростью и на одном курсе. Это и послужило одной из причин включения в систему управления ракетой системы полной астрокоррекции, учитывающей ошибки навигационного комплекса подводной лодки в определении как курса, так и места стреляющей подводной лодки.

 

Подводная лодка пр. 667БДРМ

Подводная лодка пр. 667БДРМ

 

Самой совершенной отечественной корабельной баллистической ракетой с жидкостным двигателем стала трехступенчатая Р-29РМ (РСМ-54) с дальностью стрельбы 8300км.

 

Схема разделяющейся головной части ракеты:

Схема разделяющейся головной части ракеты:

1 — приборный отсек; 2 — аппаратура системы управления; 3 — двигательная установка головной части; 4 — топливные баки; 5 — рама; 6 — боевые блоки

 

От своей предшественницы она отличалась несколько увеличенной дальностью полета, а главное — почти вдвое увеличенной точностью стрельбы за счет качественного улучшения системы индивидуального наведения боевых блоков.

 

Подводная лодка пр. 667БДРМ выходит в море

Подводная лодка пр. 667БДРМ выходит в море

 

Приняли Р-29РМ на вооружение подводных лодок проекта 667БДРМ в 1986г. К 1988г. комплекс прошел модернизацию путем замены боевых блоков на более совершенные, обеспечения возможности пусков ракет по настильным траекториям, в том числе из районов высоких широт, и повышения стойкости ракет к поражающим факторам.

 

Траектория полета ракеты Р-29РМ

Траектория полета ракеты Р-29РМ:

1 и 2 — отделение I и II ступеней; 3 — сеанс астронавигации по светилу; 4 — сеанс радионавигации по искусственному спутнику Земли; 5 — отделение двигателя III ступени; 6 — прицельное разведение боевых блоков; 7 — вход боевых блоков в атмосферу; 8 — полет головной части без боевых блоков

 

Для преодоления системы противоракетной обороны боевая ступень ракеты Р-29РМ могла комплектоваться (вместо одного или двух боевых блоков) средствами радиотехнической защиты в виде ложных целей. При этом обеспечивалось построение боевого порядка элементов полезной нагрузки при стрельбе как по одной, так и по нескольким целям. Ракета Р-29РМ могла иметь четыре или десять боевых блоков. Двигательная установка боевой ступени ракеты представляет собой четырехкамерный неподвижный двигатель и обеспечивает наведение каждого боевого блока на индивидуальную цель.

 

«Акула» — крупнейшая подводная лодка в мире

«Акула» — крупнейшая подводная лодка в мире

 

Апофеозом российских морских ядерных сил стали подводные лодки проекта 941 типа «Акула», занесенные в книгу рекордов Гиннесса. Воистину это одно из чудес света, но очень дорогое! А главное, нужное ли?

 

Подводная лодка пр. 941

Подводная лодка пр. 941

 

К этому времени в составе флота уже имелось 43 подводные лодки только с межконтинентальными баллистическими ракетами, а всего их было в боевом составе порядка 60 единиц, при том что во всем остальном мире их насчитывалось не более полусотни. Что касается огромных размеров подлодок проекта 941, то это не потому что нам хотелось удивить мир, а потому что в меньшие габариты просто не умещались не менее грандиозные ракеты длиной 16м и весом по 90 т каждая.

 

Размещение ракеты Р-39 в шахте подводной лодки

Размещение ракеты Р-39 в шахте подводной лодки

 

Ядерные подводные лодки проекта 941 имеют на борту 20 ракет Р-39 (РСМ-52). Это трехступенчатая ракета на твердом топливе, в состав головной части которой входят: боевое оснащение из 10 боевых блоков, аппаратура системы управления и жидкостный ракетный двигатель, обеспечивающий индивидуальное наведение боевых блоков на цель. В шахте подводной лодки ракета находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой на пусковой стол (опорное кольцо), расположенный в верхней части шахты. Ракетно-стартовая система обеспечивает амортизацию ракеты, герметизацию полости шахты и безопасность ракеты для подводной лодки.

 

Погрузка ракеты Р-39 на подводную лодку пр. 941

Погрузка ракеты Р-39 на подводную лодку пр. 941

 

Старт ракеты из «сухой» шахты обеспечивается пороховым аккумулятором давления, размещенным на днище шахты в сопле двигателя первой ступени. В момент старта специальные заряды твердого топлива, расположенные на амортизационной ракетно-стартовой системе, создают газоструйную защиту на подводном участке в виде каверны (полости), которая существенно уменьшает гидродинамические нагрузки на ракету. Команда на запуск двигателя первой ступени подается в момент выхода ракеты из шахты. После выхода из воды ракета в целях обеспечения безопасности уводится в сторону от подводной лодки, с ракеты снимается специальными двигателями стартовая система и также уводится в сторону. Система управления имеет аппаратуру коррекции, обеспечивающую высокую точность стрельбы.

В какой-то момент американцы вообще потеряли всякий интерес к крылатым ракетам, так как для поражения береговых целей уже больше подходили баллистические ракеты, а корабли советского ВМФ в то время не стоили того, чтобы изобретать новую систему средства поражения. Совсем по-другому обстояли дела в Советском Союзе. От крылатых ракет для поражения береговых объектов у нас тоже отказались, но сами ракеты остались… На то были объективные причины. Логическая цепочка выстраивалась приблизительно следующим образом... Наряду с баллистическими ракетами и самолетами стратегической авиации, территории СССР реально могли достичь самолеты авианосной авиации, которые к тому же являлись носителями ядерного оружия. Бороться с этой угрозой было гораздо рациональнее не путем уничтожения средствами ПВО самих самолетов, а их носителя — авианосца.

 

Траектория полета ракеты Р-39

Траектория полета ракеты Р-39:

1 — старт; 2 — отделение стартовой системы; 3, 4 — отделение I и II ступени; 5 — сеанс астронавигации; 6 — отделение III ступени; 7 — прицельное разведение боевых блоков; 8 — вход боевых блоков в атмосферу

 

Крылатая ракета П-6

Крылатая ракета П-6

 

По опыту прошедшей войны, успешно бороться с ними могли лишь авиация и подводные лодки. Причем самолеты делали это успешнее, так как постоянно маневрирующий и хорошо охраняемый авианосец мог «подставиться» подводной лодке только случайно. Но у нас отсутствовали свои авианосцы, и мы могли рассчитывать только на самолеты берегового базирования, а это значит, что когда авианосец противника войдет в зону действия береговой авиации, то он одновременно достигнет рубежа подъема своей авиации. Ситуация получалась патовой, даже с некоторым преимуществом авианосца, так как он знал направление угрозы и мог соответствующим образом построить свою систему ПВО, а вот береговой авиации нужно было еще найти авианосец. Одним словом, авианосец требовалось уничтожить гораздо дальше от своего побережья, чем это могла сделать авиация берегового базирования того времени.

 

Подводная лодка пр. 651

Подводная лодка пр. 651

 

Оставались только подводные лодки, но традиционного торпедного оружия тут было явно недостаточно. Вот тогда родилась идея вооружить их противокорабельными ракетами и поставить перед ними ту боевую задачу, ради которой еще четверть века назад строили исключительно линейные крейсера и те же авианосцы. И идея была успешно претворена в реальность. Первыми противокорабельными крылатыми ракетами, поступившими на вооружение советских подводных лодок, стали ракеты с надводным стартом П-6.

 

Устройство подводной лодки пр. 651

Устройство подводной лодки пр. 651:

1, 14 — торпедные аппараты; 2 — носовой торпедный отсек; 3 — отсек запасных торпед (аккумуляторный); 4, 10 — блоки ракетных контейнеров; 5 — приборный отсек; 6 — антенна РЛС «Аргумент»; 7 — выдвижные устройства; 8 — центральный пост; 9 — аккумуляторный отсек; 11 — дизельный отсек;

12  — электромоторный отсек; 13 — кормовой торпедный отсек

Устройство подводной лодки пр. 651

 

Принципиальное отличие П-6 от своей предшественницы для стрельбы по береговой цели заключалось в наличии радиолокационной головки самонаведения. Но доверять в то время такому радиоэлектронному устройству самостоятельно выбирать, на какую из обнаруженных целей наводиться, было еще рано.

 

Траектория полета крылатой ракеты П-6

Траектория полета крылатой ракеты П-6:

1 — подлодка в момент приема целеуказания от системы «Успех»; 2 — подлодка в момент запуска ракеты; 3 — самолет-разведчик с системой целеуказания «Успех»; 4 — цель; 5 — радиолокационный канал обнаружения цели системы «Успех»; 6 — канал трансляции радиолокационной картинки системы «Успех»; 7 — ракета на траектории; 8 — канал телеуправления ракетой; 9 — захват цели радиолокационным визиром ракеты; 10 — самонаведение ракеты на цель с выполнением противозенитного маневра; А — полет в режиме телеуправления; Б — полет в режиме самонаведения

 

Дело в том, что авианосец один не ходит, рядом с ним всегда есть корабли непосредственного охранения, и все они одновременно могут попасть в «поле зрения» радиолокационной головки самонаведения. Уже тогда они могли выбирать наибольшую цель из ордера, но и противник умел имитировать такие цели. По этой причине пока еще последнее слово оставалось за человеком.

 

Подводная лодка пр. 675

Подводная лодка пр. 675

 

 Для этого ракета транслировала радиолокационное изображение морской поверхности на подводную лодку, где ее оценивал управляющий стрельбой. Он выбирал цель для атаки и выдавал на ракету команду «захват». После этого ракета совершала противозенитный маневр резким изменением высоты и начинала двухплоскостное самонаведение на указанную цель.

 

Самолет-разведчик Ту-95РЦ.

Самолет-разведчик Ту-95РЦ.

Под фюзеляжем виден обтекатель антенны РЛС кругового обзора системы целеуказания «Успех»

 

Носителями стали дизельные подводные лодки проекта 651, а затем атомоходы проекта 675. Сопровождение ракет в полете, получение от них радиолокационной картинки и выдачу на борт команд обеспечивал один антенный пост. В походном положении он разворачивался внутрь рубки и его тыльная сторона являлась носовым обтекателем ограждения рубки.

 

Устройство подводной лодки пр. 675

Устройство подводной лодки пр. 675:

1 — 533-мм торпедные аппараты; 2 — носовой торпедный отсек; 3 — жилой (аккумуляторный) отсек; 4, 8, 12, 13 — блоки ракетных контейнеров; 5 — приборный отсек; 6 — антенна РЛС «Аргумент»; 7 — центральный пост; 9 — отсек вспомога-тельных механизмов; 10 — реакторный отсек; 11 — турбинный отсек; 14 — электромеханический отсек; 15 — жилой отсек; 16 — кормовой торпедный отсек; 17 — запасные 400-мм торпеды; 18 — 400-мм торпедный аппарат

Устройство подводной лодки пр. 675:

 

После всплытия в крейсерское положение он разворачивался на 180° в боевое положение одновременно с подъемом контейнеров. Впервые для этих кораблей была создана система, обеспечивающая целеуказание ракетному комплексу на дальности, превышающие дальность его стрельбы. Эта система «Успех» включала в себя самолет Ту-95РЦ с РЛС кругового обзора, который транслировал радиолокационную картинку на подводную лодку, находящуюся на перископной глубине.

 

Подводная лодка пр. 675МКВ с выдвинутой антенной системы космической разведки и целеуказания «Касатка»

Подводная лодка пр. 675МКВ с выдвинутой антенной системы космической разведки и целеуказания «Касатка»

 

Опыт боевой службы показал, что подводные лодки, вооруженные ракетами П-6, вполне могли нанести внезапный удар по авианосцу.

Однако со временем усиливалась система обороны авианосцев, совершенствовалась и ракета, вслед за П-6 появились ее значительно улучшенные варианты П-500 «Базальт» и П-1000 «Вулкан».

 

Крылатая ракета П-500

Крылатая ракета П-500

 

Постепенно под них переоборудовали подводные лодки проекта 675. Кроме более мощных и «умных» ракет модернизированные подводные лодки получили новую систему целеуказания «Касатка».

На этот раз «картинку» получали не с самолета, а со спутника-разведчика. Однако новые ракеты имели один существенный недостаток, который к 1970-м гг. стал уже неприемлем — надводный старт и телеуправление ракетой в полете.

 

Крылатая ракета «Аметист»

Крылатая ракета «Аметист»

 

 Это заставляло подводную лодку находиться на поверхности более десяти минут, что делало неизбежным ее обнаружение, а значит, и высокую вероятность уничтожения.

Проблему можно было решить только путем создания крылатых ракет с подводным стартом, имеющим систему управления АУ+СН (автономное управление + самонаведение). И такие ракеты впервые в мировой практике были созданы в Советском Союзе! Ими стали «Аметист», П-120 «Малахит» и П-700 «Гранит».

Теперь в борьбу с авианосным соединением противника могла вступить специально созданная группировка подводных лодок, где, как у эскадр надводных кораблей Второй мировой, существовали бы свои отряды и своеобразное разделение труда.

 

Крылатая ракета «Яхонт»

Крылатая ракета «Яхонт»

 

Подводные лодки проекта 670, вооруженные «Аметистами», с дистанции 80 км наносили внезапные удары по кораблям противоракетного барьера и противолодочным поисково-ударным группам дальнего охранения авианосцев.

 

Подводная лодка пр. 670

Подводная лодка пр. 670:

1 — антенны гидроакустического комплекса «Керчь»; 2 — торпедные аппараты; 3 — запасные торпеды; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — торпедный отсек; 6 — жилой отсек; 7 — центральный пост; 8 — отсек вспомогательных механизмов и электрооборудования; 9 — реакторный отсек; 10 — турбинный отсек; 11 — кормовой отсек; 12 — ракетный контейнер

 

Подводные лодки проекта 670М с ракетами П-120 наносили удары с дистанции 120км по ближнему охранению авианосцев и, наконец, подлодки проекта 949 наносили главный удар по самому авианосцу ракетами П-700.

 

Траектория полета ракеты «Аметист»:

Траектория полета ракеты «Аметист»:

1 — подлодка на стартовой глубине; 2 — цель; 3 — гидроакустический канал целеуказания ракет; 4 — выход ракеты из воды и набор высоты; 5 — начало снижения до маршевой высоты; 6 — ракета на маршевом участке; 7 — захват цели головкой самонаведения; 8 — двухплоскостное наведение на цель

 

В настоящее время строящиеся отечественные подводные лодки получили на вооружение противокорабельные ракеты следующего поколения: «Яхонт», стартующий из транспортно-пускового контейнера, и «Альфа», запускаемая из 533-мм торпедного аппарата.

 

Крылатая ракета «Альфа»

Крылатая ракета «Альфа»

 

Возможный успех был столь очевиден, что практически все страны, строящие подводные лодки, стали принимать на их вооружение противокорабельные крылатые ракеты.

 

Подводная лодка пр. 949

Подводная лодка пр. 949

 

В основном это американская «Гарпун» и французская «Экзосет», запускаемые из штатных торпедных аппаратов. Характерной особенностью ракет «Гарпун» является то, что они состоят на вооружении прежде всего дизель-электрических подводных лодок (хотя, конечно, все американские и британские многоцелевые атомные подлодки могут иметь их в своем боекомплекте, но у этих подлодок другое предназначение).

 

Крылатые ракеты «Гарпун» (вверху) и «Экзосет»

Крылатые ракеты «Гарпун» (вверху) и «Экзосет»:

1 — приборный отсек; 2 — стартовый ускоритель; 3 — двигатель; 4 — боевой заряд; 5 — бортовой компьютер; 6, 7 — радиовысотометр; 8 — блок обработки команд наведения; 9 — головка самонаведения; 10, 12 — антенны высотометра; 11 — гироскопы

 

 Зато ракеты «Гарпун» имеются на всех подлодках германской и голландской постройки, в том числе экспортных, а также на японских кораблях. Даже французские и британские подводные лодки, проданные в третьи страны, вооружены противокорабельными ракетами «Гарпун». Наконец, египетские подлодки китайской постройки — и те получили американские ракеты.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля