Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Крылатые ракеты Подводных Лодок

Подводные авианосцы, и обычные и ядерные, так и остались на бумаге — подводная лодка должна применять свое оружие, не всплывая. Однако этой истиной все-таки в очередной раз вынуждены были пренебречь. И виной тому опять германское трофейное наследство…

Как известно, после победоносной Второй мировой войны бывшие союзники США и СССР превратились в потенциальных противников.

 

Подводная лодка «Каск»

Подводная лодка «Каск»

 

Это повлекло за собой один очень существенный момент: для того чтобы воевать, нужно иметь возможность наносить друг по другу удары. Практически, кроме авиации, в то время этого сделать никто не мог, хотя немцы показали другой путь — ракеты.

 

Крылатая ракета «Луун»

Крылатая ракета «Луун»

 

Сухопутные войска обеих стран-победительниц сразу после войны начали испытание и освоение германских ракет V-1 и V-2, однако сравнительно малый радиус действия требовал доставки их к территории противника. И опять немцы подсказали... В ходе войны у них была аналогичная «проблема» с США. И они разработали проект стартового контейнера с баллистической ракетой V-2, буксируемого подводной лодкой XXI серии. Замысел свой они реализовать не успели, но идея совмещения подводной лодки и ракеты уже существовала. Поскольку в США германские крылатые ракеты на тот момент были лучше освоены, то с них и начали, приняв на вооружение аналог V-1 под обозначением «Луун». Ее экспериментальные пуски проводились с переоборудованной серийной подводной лодки типа «Балао» под названием «Каск».

 

Крылатая ракета «Реглус I»

Крылатая ракета «Реглус I»

 

Задачу по размещению и запуску крылатой ракеты решили по аналогии с самолетами: летательный аппарат

размещали в водонепроницаемом цилиндре на верхней палубе за ограждением боевой рубки, а пуск осуществляли с эстакады, похожей на катапульту, с помощью пороховых стартовых агрегатов. Запуск ракеты проводился из надводного положения, прицеливание — подводной лодкой: она ложилась на курс, обратный пеленгу стрельбы. После ряда стрельб, проведенных в 1948—1949 гг., американцы пришли к выводу, что идея перспективная, но во всех отношениях морально устаревшая ракета не обеспечивает решения боевых задач. И далее ракету применяли только в качестве мишени.

Следующим этапом стало принятие армией США на вооружение в 1952 г. новой крылатой ракеты «Реглус I». Она создавалась как «сухопутная», и поэтому ее применение с кораблей хоть и по береговой цели имело ряд ограничений, главным из которых являлся надводный старт, а это занимало порядка 10 минут. Кроме этого «Реглус I», в отличие от «Луун», имела радиокомандное телеуправление, то есть после старта ракеты подлодка не могла погружаться, а осуществляла контроль траектории полета ракеты и, при необходимости, ее корректировку радиокомандами.

 

Схема размещения комплекса крылатых ракет «Реглус I» на подводных лодках «Танни» (вверху) и «Грейбэк»

Схема размещения комплекса крылатых ракет «Реглус I» на подводных лодках «Танни» (вверху) и «Грейбэк»:

1 — крылатая ракета; 2 — ангар; 3 — механизм открывания крышки контейнера; 4 — механизм подачи крылатой ракеты на стартовую установку; 5 — водонепроницаемая крышка ангара; 6 — обтекатель ангара; 7 — направляющие стартовой установки и механизм их подъема; 8 — перекидная балка системы подачи; 9 — вращающаяся пусковая установка; 10 — легкий корпус подводной лодки; 11 — прочный корпус подводной лодки; 12 — механизм вращения магазина крылатых ракет; 13 — антенный пост РЛС с системой управления крылатой ракетой

 

В результате подлодка должна была находиться в надводном положении еще порядка 10 минут. Применение телеуправления являлось вынужденным, так как на том этапе развития техники оно обеспечивало вдвое большую точность наведения, чем инерциальные системы управления наподобие той, что имелась на «Луун».

 

Ракетный ангар на подводной лодке «Танни»

Ракетный ангар на подводной лодке «Танни»

 

 Впрочем, проблему точности попадания ракеты в цель до конца решить не удавалось. Во-первых, сама подводная лодка знала свое место с большой погрешностью, суточная невязка* вне видимости берега могла достигать 8—10 миль. Во-вторых, при дальности полета «Реглус I» до 800 км на высоте до 12 000м, подводная лодка могла наблюдать за ней, а значит, и управлять ею до дальности чуть более 120км. В 1953г. американцы переоборудовали подводную лодку «Танни» типа «Гэтоу» в носителя ракет «Реглус I». Все технические решения повторяли «Каск», однако стало ясно, что этот путь себя исчерпал. Мало того, что он не обеспечивал требуемую точность применения крылатых ракет, но и боекомплект самих ракет признали не соответствующим размерам корабля. Кроме этого, в ходе испытания начало проявляться разрушающее воздействие форса огня (направленная струя пламени) более мощных стартовых агрегатов на элементы корпуса. Все это вызвало к жизни первые подводные лодки-ракетоносцы специальной постройки. Ими стали вступившие в строй в 1958 г. «Грейбэк» и «Гроулер». Боекомплект ракет на них удвоился, и теперь они располагались в двух контейнерах в носовой части, закрытых надстройкой в виде полубака. Такое решение явно улучшило мореходные качества подводных лодок и условия старта ракет в свежую погоду.

* Невязка — это расхождение знаний счислимого и обсервованного места корабля. Обсервация — это определение места корабля по наблюдению небесных светил, береговых объектов или сигналов радиомаяков, координаты которых известны, а также по данным навигационных спутников. Если подводная лодка в течение суток не могла определить своего места, а плавала по счислению, то она будет иметь суточную невязку. Суточная невязка — это своего рода критерий точности плавания.

 

Подводная лодка «Грейбэк»

Подводная лодка «Грейбэк»

 

Запуск ракет, как и раньше, осуществлялся с пусковой балки с постоянным углом возвышения, но теперь она имела горизонтальное наведение, что позволяло выбирать во время старта такой курс, при котором подводную лодку меньше всего заливало. Проблему точности наведения ракеты на цель решали сразу по трем направлениям. Первое заключалось в том, что системой телеуправления ракетой в полете оснастили еще порядка десяти подводных лодок, не являющихся носителями «Реглус I». Эти подлодки выстраивались цепочкой между кораблем-носителем и береговым объектом удара, который обычно выбирался в прибрежной зоне, при этом последняя подводная лодка занимала позицию в видимости берега и таким образом определяла свое место с требуемой точностью.

 

Подводная лодка «Хэлибат» 

Подводная лодка «Хэлибат»

 

После старта ракеты в сторону цели она последовательно передавалась на управление всем кораблям цепочки, а последняя подводная лодка наводила ее точно на цель. Второе и третье направления нужно рассматривать вместе. Одно из них заключалось в модернизации системы управления ракетой, которая стала включать телеуправление на начальном отрезке траектории и автономное управление на последующем. Другое направление заключалось в оснащении подводной лодки инерциальным навигационным комплексом, что позволяло ей иметь свое место после длительного плавания с требуемой точностью.

 

Схема размещения комплекса крылатых ракет «Реглус I» на подводной лодке «Хэлибат»

Схема размещения комплекса крылатых ракет «Реглус I» на подводной лодке «Хэлибат»:

1 — торпедные аппараты; 2 — прочный корпус; 3 — легкий корпус; 4 — механизм открывания крышки люка ангара; 5 — крышка люка в открытом положении; 6 — носовой торпедный отсек; 7 — агнгар; 8 — крылатая ракета; 9 — механизм системы продольной подачи; 10 — механизм системы поперечной подачи; 11 — механизм системы вертикальной подачи; 12 — пусковая установка; 13 — антенный пост РЛС

 

Появление ядерных силовых установок, естественно, повлекло за собой желание придать подводным лодкам-ракетоносцам новое качество, и американцы заложили новую атомную подводную лодку «Хэлибат», которая вошла в строй в 1960 г.

 

Ракетный ангар на подводной лодке «Хэлибат»

Ракетный ангар на подводной лодке «Хэлибат»

 

Здесь пять крылатых ракет с приборами их контроля и предстартовой подготовки размещались в отдельном отсеке прочного корпуса объемом около 1500м3, в чем-то напоминавшем ракетный погреб надводного корабля. Над верхней палубой возвышался лишь обтекаемый «горб», в котором находился верхний люк трубы подачи ракеты на пусковую. Эти лодки создавались уже под новую ракету «Реглус II», однако ее так и не приняли на вооружение. Причина — значительно меньшая эффективность нанесения ракетного удара по территории противника крылатыми ракетами по сравнению с новым поколением баллистических.

В те же годы аналогичные работы шли в Советском Союзе. Начало было практически одинаковым, с той лишь разницей что мы не стали экспериментировать с трофейной V-1, а сразу сориентировались на отечественные, но, как и в Америке, эти крылатые ракеты были сухопутными. Впрочем, все относительно. Проектирование первой ракетной подводной лодки проекта П-2 началось в 1949г. Ее компоновка предусматривала места для трех взаимозаменяемых блоков оружия, они могли устанавливаться или одновременно, или в разной комбинации. В первом блоке размещались четыре баллистические ракеты Р-1, являвшиеся копией германской V-2.

 

Крылатая ракета «Реглус II»

Крылатая ракета «Реглус II»

 

Второй блок нес 17 модифицированных крылатых ракет 10Х «Ласточка» разработки конструкторского бюро В. Н. Челомея, являвшихся развитием германской V-1. Третий блок вмещал три сверхмалые подводные лодки. Крылатые ракеты длиной 8м и весом 3,5 т хранились со снятыми консолями и хвостовым оперением. Запуск предполагали осуществлять с направляющей длиной 20м и имевшей наклон 8—12° с помощью трех пороховых стартовых агрегатов. Один из них крепился к ракете, а два к стартовой тележке, которая улетала за борт. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель обеспечивал ракете скорость порядка 180 м/с и дальность полета около 240 км. В целом проект признали нереалистичным и от него отказались. Главная причина — существующими на тот момент времени средствами невозможно было обеспечить требуемой стабилизации подводной лодки или стартового стола.

 

Крылатая ракета 10Х

Крылатая ракета 10Х

 

В том же 1949г. началась разработка проекта 624. По замыслу эта подводная лодка должна была нести девять крылатых ракет фирмы Лавочкина с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Длина ракеты достигла 9м, вес 3,2 т, а дальность пролета составляла порядка 300км. Они находились со сложенными крыльями в двух контейнерах, расположенных побортно вдоль корпуса лодки. Все операции по подаче и запуску ракет осуществлялись в надводном положении и включали раскрытие и закрепление консолей крыла, раскрутку гироскопических приборов и ввод данных в автопилот. Старт был возможен при волнении моря до 2 баллов, хотя все понимали, что столь слабого волнения в открытом море просто не бывает.

Проект утвердили, но от него вскоре отказались, так как появились альтернативные крылатые ракеты, более подходившие для размещения на подводной лодке. Но сначала имел место рецидив: в 1952г. опять вернулись к модификации «Ласточки» — 10ХН.

 

Подводная лодка пр. П-2: 

Подводная лодка пр. П-2:

1  — блок с баллистическими ракетами Р-1; 2  — блок со сверхмалыми подводными лодками; 3 — блок с крылатыми ракетами 10Х; 4 — контейнер с крылатой ракетой 10Х; 5 — подъемно-поворотная стартовая рама; 6 — главный гребной электродвигатель; 7 — дизель; 8 — гребной электродвигатель экономичного хода; 9 — парогазовая турбина; 10 цистерна стабилизатора  бортовой качки

Подводная лодка пр. П-2:

 

Вопрос продвинулся так далеко, что для натурных испытаний выделили подводную лодку К-51 военной постройки (к тому времени она имела новое обозначение Б-5). Техническое решение осталось прежним: цилиндр-контейнер для хранения ракеты, стартовая ферма длиной 30м под постоянным углом около 14°, стартовая тележка с твердотопливными ракетными ускорителями.

 

Крылатая ракета ОКБ-301 Лавочкина

Крылатая ракета ОКБ-301 Лавочкина

 

Проблему, по которой отклонили проект П-2, здесь уже учли: автопилот ракеты отрабатывал углы крена до 30°, учитывал дифферент подлодки до 4° и сам так включал цепь стрельбы, чтобы старт произошел при прохождении палубы горизонта по килевой качке. Другим новшеством, по сравнению с П-2, были складывающиеся крылья ракет. Точнее, сначала ракета вообще хранилась без крыльев, и только на пусковой установке ее устанавливали на место (помните, тот же путь прошли и палубные самолеты подводных авианосцев). Однако все эти работы стали неактуальными в связи с разработкой новых «морских» крылатых ракет.

 

Проект переоборудования подводной лодки Б-5 типа К под крылатую ракету 10ХН

Проект переоборудования подводной лодки Б-5 типа К под крылатую ракету 10ХН:

1 — торпедные аппараты; 2 — носовой торпедный отсек; 3 — носовой аккумуляторный (жилой) отсек; 4 — жилые помещения; 5 — аккумуляторные батареи; 6 — центральный пост; 7 — пост управления ракетной стрельбой; 8 — электромеханическое помещение; 9 — ракетный контейнер; 10 — дизельный отсек; 11 — электромоторный отсек; 12 — кормовой торпедный отсек; 13 — стартовая ферма

 

Новыми «морскими» крылатыми ракетами стали П-10 фирмы Бериева и П-5 фирмы Челомея. Бериев пошел по проторенной дорожке и создал уже ставший традиционным комплекс крылатых ракет, включавших саму ракету, водонепроницаемый ангар и пусковую установку. Предполагалось в качестве носителей ракет, точнее одной ракеты, использовать переоборудованные подводные лодки проекта 611.

 

Подводная лодка пр. 624

Подводная лодка пр. 624:

1 — дизель; 2 — парогазовая турбина; 3 — гребной электродвигатель; 4 — электродвигатель экономичного хода; 5 — ангар для крылатых ракет; 6 — поворотная платформа; 7  — крылатая ракета

Подводная лодка пр. 624

 

Разработка проекта П-611 началась в 1955 г., когда уже плавала американская «Танни», и явно оказалась худшим ее вариантом. Главный, не поддающийся коррекции недостаток «ангарного» размещения крылатых ракет, унаследованный еще от тех времен, когда там хранили самолеты, — это безумно большое время нахождения подводной лодки в надводном положении. Нужно было какое-то радикальное, революционное решение, и его нашел Челомей. Он также поместил свою ракету П-5 в водонепроницаемый контейнер, но этот контейнер служил одновременно и пусковой установкой, крылья ракеты раскрывались при выходе ее из контейнера автоматически.

 

Крылатая ракета П-10

Крылатая ракета П-10

 

Сравнительно небольшие размеры стартового комплекса (длина контейнера порядка 12м, а диаметр в свету — 1,65м) позволили применять в качестве носителя средние подводные лодки проекта 613 (проект П-613). После погрузки ракет в базе их дальнейшее обслуживание в море не предусматривалось, все операции по предстартовой подготовке, подъему контейнера на угол старта 15°, открытию крышек осуществлялось дистанционно. Таким образом, процесс старта хоть и осуществлялся из надводного положения, но занимал минимально технически возможное время. Ракета имела автономную систему управления, включавшую в себя автопилот и барометрический высотомер, и таким образом сразу после старта подводная лодка могла погрузиться.

 

Подводная лодка проекта П-611 с крылатой ракетой П-10

Подводная лодка проекта П-611 с крылатой ракетой П-10:

1 — носовые торпедные аппараты; 2 — носовой торпедный (жилой) отсек; 3 — носовой аккумуляторный отсек; 4 — астронавигационный перископ; 5 — центральный пост; 6 — кормовой аккумуляторный отсек; 7 — дизельный отсек; 8 — ракетный контейнер; 9 — электромоторный отсек; 10 — кормовой торпедный отсек; 11 — подъемное стартовое устройство

Подводная лодка проекта П-611 с крылатой ракетой П-10

 

Главными недостатками этих крылатых ракет, а точнее всего комплекса подлодка—ракета, традиционно, как и у американцев, оставались надводный старт и относительно низкая точность стрельбы. Надводный старт в то время считался явлением совершенно нормальным, а что касается точности, то пути ее повышения также были хорошо известны — создание более совершенных автопилотов для ракеты и специальных навигационных комплексов для носителей.

 

Траектория полета крылатой ракеты П-5:

Траектория полета крылатой ракеты П-5:

1 — пусковая установка; 2 — отделение стартового двигателя; 3 — «горка»; 4 — выход на маршевую высоту; 5 — автономный полет; 6 — переход в пикирование на цель

 

Крылатая ракета П-5

Крылатая ракета П-5

 

Первый путь реализовали в ракете П-5Д внедрением доплеровского измерителя пройденного расстояния (раньше стоял обыкновенный временник) и сноса относительно курса. Если П-5 обеспечивала попадание в круг радиусом 3 км, то для П-5Д эта характеристика улучшилась в несколько раз. Кроме этого, ракета получила радиовысотомер, что обеспечило высоту полета над уровнем моря 250м. Что касается лодочных навигационных комплексов, то они фактически появились гораздо позже. Впрочем, надо не забывать, что применение крылатых ракет по береговым целям как нами, так и американцами изначально предполагало использование ядерной боевой части, в частности для П-5 мощностью 650кт. Естественно, зона ее поражения перекрывала ошибки наведения самой ракеты.

 

Подводная лодка пр. 644

Подводная лодка пр. 644:

1 — торпедные аппараты; 2 — торпедный (жилой) отсек; 3 — носовой аккумуляторный (жилой) отсек; 4 — центральный пост; 5 — астронавигационный перископ; 6 — кормовой аккумуляторный (жилой) отсек; 7 — помещение приборов ракетного комплекса; 8 — подъемный ракетный контейнер; 9 — дизельный отсек; 10 — электромоторный отсек; 11 — кормовой отсек

Подводная лодка пр. 644

 

Доплеровский измеритель скорости и угла сноса — радиотехническое устройство, работающее на основе эффекта Доплера, то есть за счет измерения разности частоты излученного электромагнитного сигнала на движущемся носителе и отраженного от неподвижной поверхности. Расположенный на ракете передатчик излучает несколько узконаправленных сигналов к земной поверхности: вперед и назад по курсу, вправо и влево от курса. Отраженные сигналы, принятые приемником, преобразуются в электрические и подаются в счетно-решающее устройство, где сравниваются с исходным сигналом, и таким образом вычисляется путевая скорость и угол сноса.

 

Подводная лодка пр. 665

Подводная лодка пр. 665:

1 — носовая оконечость; 2 — торпедный отсек; 3 — жилой (аккумуляторный) отсек; 4 — жилой отсек-модуль; 5 — прочная рубка; 6 — выдвижныеустройства; 7 — центральный пост; 8 — ракетный отсек; 9 — ракетный контейнер; 10 — электромеханический (аккумуляторный) отсек; 11 — дизельный отсек; 12 — электромоторный отсек; 13 — кормовой отсек; 14 — кормовая оконечность

Подводная лодка пр. 665

 

Крылатая ракета П-5 стала первой принятой на вооружение в отечественном подводном флоте. В качестве ее носителей применялись подводные лодки проекта 644 и проекта 665. Все 12 кораблей этих проектов были переоборудованы из подлодок проекта 613. Принципиально отличались они друг от друга схемой размещения ракет. В проекте 644 использовались два контейнера, которые традиционно разместили за ограждением рубки.

 

Подводная лодка пр. 659

Подводная лодка пр. 659

 

Пуск ракеты производился в корму, для чего контейнеры поднимались на угол старта. В проекте 665 четыре контейнера размещались в ограждении рубки и имели постоянный угол возвышения для старта прямо по курсу. Такое расположение стартового комплекса необходимо признать гораздо более рациональным, чем у американской «Грейбэк».

 

Устройство подводной лодки пр. 659

Устройство подводной лодки пр. 659:

1 — носовая оконечность; 2 — носовой торпедный отсек; 3 — надстройка; 4 — аккумуляторный (жилой) отсек; 5, 12, 14 — блоки ракетных контейнеров; 6 — прочная рубка; 7 — выдвижные устройства; 8 — центральный пост; 9 — отсек вспомогательных механизмов; 10 — реакторный отсек; 11 — турбинный отсек; 13 — электромеханический отсек; 15 — жилой отсек; 16 — кормовой торпедный отсек; 17 — кормовая оконечность

Устройство подводной лодки пр. 659

 

Подводная лодка пр. 665 в базе. Люк ракетного контейнера открыт

Подводная лодка пр. 665 в базе. Люк ракетного контейнера открыт

 

Третьим носителем П-5, и первым специально под них спроектированным, стал проект 659. Это была качественно новая подводная лодка. Во-первых, она была атомной. Во-вторых, ее оснастили навигационным комплексом «Сила». В-третьих, контейнеры разместили побортно под палубой. Перед пуском ракет они подымались на угол старта. В этом плане компоновка также была более удачна в сравнении с американской «Хэлибат». Первая ракета могла быть запущена через 4 минуты после всплытия подводной лодки в крейсерское положение, а на подготовку и производство старта всех шести ракет требовалось 12,5 минуты.

Развитием П-5 стала унифицированная с ней по контейнеру ракета П-7, которая имела дальность стрельбы 1000 км, высоту полета 100м и улучшенную точность стрельбы. Ее испытания прошли успешно, однако в 1965 г. все работы свернули — как и американцы, мы пришли к выводу, что на том уровне развития техники наиболее перспективным оружием для нанесения ядерных ударов по территории противника является баллистическая ракета.

 

Подводная лодка типа «Лос-Анджелес»

Подводная лодка типа «Лос-Анджелес»:

1  — носовая антенна гидроакустического комплекса; 2 — вертикальные пусковые установки крылатых ракет «Тамахок»; 3, 13 — цистерны главного балласта; 4 — торпедные аппараты; 5 — помещение гидроакустической аппаратуры; 6 — помещение запасных торпед и крылатых ракет; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — главный командный пост; 9 — жилые помещения; 10 — помещение вспомогательных механизмов; 11 — реакторный отсек; 12 — паротурбинный отсек

 

Однако в 1990-х гг. у крылатых ракет, предназначенных для поражения наземных целей, появляется второе дыхание. Ими становятся американские «Тамахок» («Тамагавки») и российские «Гранат». За счет применения современнейших технологий точность попадания таких ракет в цель измеряется в метрах.

 

Крылатая ракета «Тамахок»

Крылатая ракета «Тамахок»

 

Крылатая ракета «Гранат»

Крылатая ракета «Гранат»

 

Это позволяет применять их для поражения точечных береговых целей обычной боевой частью. Главными носителями американских ракет стали новейшие многоцелевые атомные подводные лодки ВМФ США и Великобритании. Несмотря на то что ракеты «Тамахок» выполнены в габаритах 533-мм торпед, на подлодках типа «Лос-Анджелес» начиная с 32-го корпуса в носовой части разместили 12 вертикальных пусковых установок. Это вызвано тем, что из имеющихся четырех торпедных аппаратов два всегда должны быть заряженыпротиволодочными торпедами на самооборону.

Оставшиеся два аппарата не позволяли сформировать многоракетный залп. А для надежного поражения корабля желательно одновременно запустить не менее четырех ракет. Что касается стрельбы по береговым целям, то там, возможно, понадобится весь комплект. При этом чем быстрее подлодка от него освободится, тем больше у нее шансов на сохранение скрытности. Отсюда и решение с вертикальными пусковыми установками по аналогии с баллистическими ракетами.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля