Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Первые работоспособные Подводные Лодки

Bсамом конце XIX в. сразу в нескольких странах появились вполне работоспособные образцы подводных лодок. Приоритет в их создании принадлежал американской фирме Голланда, которую посетил в 1900г. главный инспектор кораблестроения России Н. Е. Кутейников. Он не скрывал, что рассматривает вопрос приобретения американских подлодок для отечественного флота, но сделка не состоялась.

 

Подводная лодка «Дельфин» в надводном положении

Подводная лодка «Дельфин» в надводном положении

 

С одной стороны, Голланд необоснованно взвинтил цены, а с другой — Кутейников пришел к выводу о возможности постройки подводных лодок в России на отечественных верфях по отечественным проектам. Для этого 19 декабря 1900г. Морское ведомство создает комиссию для проектирования подводных судов.

 

Подводная лодка «Дельфин»

Подводная лодка «Дельфин»

 

В ее состав вошли судостроитель Иван Григорьевич Бубнов, лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев и старший инженер-механик Иван Семенович Горбнов. Именно И. Г. Бубнова и М. Н. Беклемишева по праву можно назвать создателями отечественного подводного флота. Уже 3 мая 1901 г. комиссия представила проект «миноносца № 13» (класса подводных лодок тогда еще не существовало).

 

Подводная лодка «Окунь» типа «Касатка»:

Подводная лодка «Окунь» типа «Касатка»: 1 — кормовая цистерна главного балласта; 2 — кормовая дифферентная цистерна; 3 — динамо-машина; 4 — бензомотор «Панар»; 5 — гребной электродвигатель; 6 — перископ; 7 — входной люк; 8 — штурвал вертикального руля; 9 — аппарат Джевецкого с торпедой; 10 — носовая дифферентная цистерна; 11 — носовая балластная цистерна; 12 — штурвал носовых горизонтальных рулей; 13 — баллоны сжатого воздуха; 14 — аккумуляторные батареи; 15 — подводный якорь; 16 — средняя (отрывная) цистерна; 17 — гребной вал; 18 — перо руля; 19 — кормовые горизонтальные рули; 20 — топливные цистерны; 21 — носовые горизонтальные рули; 22 — деревянная обшивка корпуса; 23 — проницаемая надстройка

 

Спущенную в мае 1903г. на воду первую боевую подводную лодку нарекли «Дельфин», а 14 октября, дата завершения ее ходовых испытаний, по праву стала днем рождения подводных сил России. 19 марта 1906г. в России официально введен новый класс боевых кораблей — подводная лодка.

 

Подводная лодка «Сом» выходит в море

Подводная лодка «Сом» выходит в море

 

Ежегодно в этот день в России празднуют День моряка-подводника. «Дельфин» получил на вооружение две 380-мм торпеды образца 1898г. в наружных решетчатых торпедных аппаратах Джевецкого.

 

Подводная лодка «Осетр»:

Подводная лодка «Осетр»: 1 — торпедный аппарат; 2 — входной люк; 3 — топливная цистерна; 4 — камбуз; 5 — боевая рубка; 6 — командирская башенка; 7 — жилое помещение; 8 — воздушная (шлюзовая) камера; 9 — водолазная камера; 10 — клюз подводного якоря; 11 — люк водолазного отделения; 12 — балластная цистерна; 13 — колесо; 14 — аккумуляторная батарея; 15 — сбрасываемый киль; 16 — бензиновый двигатель; 17 — гребной вал; 18 — горизонтальный руль

 

Если учитывать дальность и скорость подводного хода, то эта подводная лодка еще явно не годилась для активных боевых действий у берегов противника, зато в системе обороны своих баз она представляла собой реальную угрозу. В определенной степени подтверждение тому Русско-японская война, когда «Дельфин» и еще несколько подводных лодок перевезли по железной дороге во Владивосток.

 

Подводная лодка «Карп»

Подводная лодка «Карп»:

1 — вертикальный руль; 2 — гребной винт; 3 — пробковый заполнитель; 4 — баллер вертикального руля; 5 — 19 газовыхлопная труба; 6 — главная электростанция; 7 — керосиномотор; 8 — вентиляционные трубы; 9 — входной люк; 10 — шлюпка; 11 — боевая рубка; 12 — перископ; 13 — рубочный иллюминатор; 14 — штурвал вертикального руля; 15 — барабан штуртроса вертикального руля; 16 — помещение экипажа; 17— пеналы для запасных торпед; 18 — крышка торпедного аппарата; 19 — торпедный аппарат; 20 — аккумуляторные батареи; 21 — внутренние балластные цистерны; 22 — цистерны в легком корпусе; 23 — отрывные кили; 24 — пост погружения и всплытия; 25 — электромотор

 

Они несли дозорную службу, и как только факт их присутствия стал известен японцам, надводные силы противника в районе Владивостока не появлялись, несмотря на то что его оборона была далека от совершенства.

 

Подводная лодка «Минога»

Подводная лодка «Минога»:

1 — свинцовый киль; 2 — двигатель Дизеля; 3 — гребной электродвигатель; 4 — центробежные помпы; 5 — упорный подшипник; 6 — кормовые горизонтальные рули; 7 — кормовая дифферентная цистерна; 8 — вертикальный руль; 9 — спасательный буй; 10 — газовыхлопной коллектор; 11 — шахта газоотвода; 12 — рубочный люк; 13 — боевая рубка; 14 — штурвал вертикального руля; 15 — носовое отделение; 16 — тросовая вьюшка; 17 — торпедные аппараты; 18 — носовая дифферентная цистерна; 19 — носовые горизонтальные рули; 20 — ограждение рулей; 21 — воздухохранители для торпедной стрельбы; 22 — аккумуляторы; 23 — воздухохранители для продувания цистерн; 24, 25 — средние цистерны; 26 — помещение для офицеров;

27 — топливные цистерны

 

Вслед за «Дельфином» российский военно-морской флот пополнился сразу шестью подводными лодками, отнесенными к типу «Касатка». Некоторые из них стали участниками Русско-японской, почти все — Первой мировой войн, а «Касатка», «Окунь» и «Макрель» — Гражданской войны. Их служба проходила на Дальнем Востоке, Балтике, Каспии и Черном море. В силу своих относительно низких тактико-технических элементов они применялись только позиционным способом, однако уже сам факт их присутствия сковывал действия противника.

Одновременно с постройкой отечественных подлодок типа «Касатка» в условиях начавшейся Русско-японской войны предпринимались меры по усилению подводных сил за счет приобретения кораблей за границей. Прежде всего с предложением к сотрудничеству обратились к Голланду. У него приобрели подлодку «Фултон», переименованную в «Сом», а также проект «Голланд-7Р», по которому на Невском судостроительном и механическом заводе построили пять единиц. «Сом», под засекреченным наименованием «паровой котел», доставили из США в Кронштадт на пароходе 1 июля 1904г. Одновременно в Америке российское правительство приобретает несколько подлодок у конкурента Голланда изобретателя-самоучки Саймона Лэка.

 

Устройство подводной лодки «Акула»

Устройство подводной лодки «Акула»:

1 — баллер вертикального руля; 2 — кормовая дифферентная цистерна; 3 — кормовые торпедные аппараты; 4 — главная электростанция; 5 — кормовой торпедопогрузочный люк; 6 — газовыхлопной коллектор; 7 — шахта газоотвода; 8 — штурвал вертикального руля; 9 — боевая рубка; 10 — помещение офицеров; 11 — носовое отделение; 12 — носовой торпедопогрузочный люк; 13 — штурвал носовых горизонтальных рулей; 14 — носовые торпедные аппараты; 15 — носовые горизонтальные рули; 16 — носовая дифферентная цистерна; 17 — трюмная помпа; 18 — воздухохранители для продувания балластных цистерн; 19 — аккумуляторы; 20 — средние балластные цистерны; 21 — топливные цистерны; 22 — воздухохранители для пуска дизелей и торпедной стрельбы; 23 — двигатель Дизеля; 24 — гребной электродвигатель; 25 — упорный подшипник; 26 — кормовые горизонтальные рули

                        

 

 Сначала в 1904г. покупается уже готовый корабль «Протектор», переименованный в «Осетр», а затем в Либаву (так до 1917г. назывался латвийский город Лиепая) доставляются в разобранном виде еще пять корпусов, которые вводятся в строй уже после завершения Русско-японской войны. В те годы российский ВМФ пополнился и четырьмя германскими подлодками.

 

Подводная лодка «Морж»

Подводная лодка «Морж»:

1 — торпедный аппарат; 2 — дифферентная цистерна; 3 — центробежная помпа; 4 — гребной электродвигатель; 5 — двигатель Дизеля; 6 — палубная цистерна; 7 — боевая рубка; 8 — перископы; 9 — съемный компас; 10 — уравнительная цистерна; 11 — средняя (отрывная) цистерна; 12 — аккумуляторы; 13 — электрокомпрессор; 14 — кормовые горизонтальные рули; 15 — носовые горизонтальные рули; 16 — решетчатые

аппараты Джевецкого

 

Причем три из них были куплены у фирмы Круппа, в отечественном флоте их отнесли к типу «Карп», а одну — «Форель» — фирма просто подарила России в знак признательности за столь выгодный контракт. Кроме финансовой, выгода заключалась еще и в том, что одновременно шло создание подводной лодки U-1, родоначальницы германского кайзеровского подводного флота, где в максимальной степени учитывался опыт проектирования и постройки подлодок российского заказа.

 

Устройство подводной лодки «Барс»

Устройство подводной лодки «Барс»:

1 — трубчатый торпедный аппарат; 2 — кормовой и носовой подводные якоря; 3 — заместительные цистерны подводных якорей; 4 — центробежная помпа; 5 — дифферентная цистерна; 6 — наружные решетчатые торпедные аппараты Джевецкого; 7 — главные гребные электродвигатели; 8 — главные двигатели; 9 — боевая рубка; 10 — перископы; 11 — штурвал вертикальных рулей; 12 — нактоуз съемного компаса; 13 — масляная цистерна; 14 — заместительная цистерна; 15 — уравнительная цистерна; 16 — отрывная цистерна; 17 — топливная цистерна; 18 — офицерские каюты; 19 — аккумуляторы; 20 — компрессор; 21 — цистерна пресной воды; 22 — носовые горизонтальные рули; 23 — кормовые горизонтальные рули

 

Следующим этапным событием в отечественном подводном кораблестроении стала постройка подводных лодок «Минога» и «Акула». Принципиально от своих предшественниц они отличались двигателем надводного хода. Вместо уже привычного бензинового мотора на них установили дизеля (табл. 3). Это не только наконец избавило подводную лодку от взрывоопасных паров бензина, но обеспечило гораздо большую дальность плавания.

 

Подводная лодка «Барс»

Подводная лодка «Барс»

 

 С появлением «Акулы» в России сложилась классическая схема торпедной дизель-электрической подводной лодки. Дальнейшим ее развитием стали три подводные лодки типа «Морж», вошедшие в состав Черноморского флота в 1913г., и семнадцать подлодок типа «Барс», строившиеся с 1913г. и до Октябрьской революции. Эти корабли в достаточной мере отвечали предполагаемым боевым задачам на Балтийском и Черноморском театрах.

Причем в отличие от более ранних подводных лодок, которые должны были в основном осуществлять оборону своего побережья и баз, «Акула» и «Барс» уже нацеливались на судоходство противника. Кроме подлодок отечественных проектов перед Первой мировой войной и в ходе ее российский ВМФ пополнился иностранными кораблями. Некоторые из них заказали еще в годы Русско-японской войны, другие в преддверье новой мировой, а часть уже в ходе ее.

 

Подводная лодка типа «Нарвал»

Подводная лодка типа «Нарвал»

 

К первым относятся четыре подводные лодки уже знакомого нам американского конструктора С. Лэка, которые в отечественном флоте отнесли к типу «Кайман». Причем корпуса строили в России, а всю «начинку» доставляли в основном из США. Заложенные в 1905г., корабли строились с большими трудностями целых пять лет.

 

Подводная лодка типа АГ

Подводная лодка типа АГ

 

В 1911г. на Невском заводе заложили три подводные лодки типа «Нарвал» по проекту «Голланд-31А». Приборы и механизмы для них вновь закупали по всему миру: дизеля и главные электродвигатели — в Германии, компрессоры и помпы — в США, перископы — в Италии, аккумуляторы — во Франции и т. д.

 

Устройство подводной лодки проекта «Голланд-31А»

Устройство подводной лодки проекта «Голланд-31А»:

1 — воздухохранители; 2 — гребные электромоторы; 3 — подводные якори; 4 — вертикальный руль; 5 — привод вертикального руля; 6 — трубчатые торпедные аппараты; 7 — кормовая балластная цистерна; 8 — вентиляционные трубы; 9 — главная электростанция; 10 — газовыхлопной коллектор; 11 — дизель-моторы; 12 — поворотные торпедные аппараты; 13 — перископы; 14 — боевая рубка; 15 — кают-компания и каюты офицеров; 16 — командное помещение; 17 — шпиль; 18 — якорь Паркера; 19 — привод горизонтальных рулей; 20 — водонепроницаемая палуба; 21 — носовая балластная цистерна; 22 — коробчатый киль; 23 — топливная цистерна; 24 — аккумуляторная батарея; 25 — уравнительные цистерны; 26 — носовые горизонтальные рули; 27 — запасные торпеды; 28 — центральный пост управления; 29 — помещение кондукторов; 30 — междубортные балластные цистерны; 31 — гребной вал; 32 — дифферентные цистерны; 33 — кормовой горизонтальный руль

 

Постройку лодок завершили уже в ходе мировой войны, и поэтому заказанные германские дизеля так и не получили — вместо двух 850 сильных моторов смонтировали по четыре американских дизеля мощностью 160л. с. каждый. С началом Первой мировой войны Россия закупила еще 11 подлодок проекта 602, отнесенных к типу АГ (Американский Голланд).

 

Устройство подводной лодки типа АГ

Устройство подводной лодки типа АГ

 

Их строили в США, затем по секциям доставляли морем до Владивостока и поездом в Петроград и Николаев, где собирали на судостроительных заводах.

Здесь необходимо упомянуть о еще одной импортной подводной лодке. В 1916г. Россия приобрела в Италии строящуюся в Специи фирмой «Фиат» подлодку, получившую наименование «Святой Георгий». Из-за невозможности перевести ее на Черное море или Балтику она 18 июня 1917г. начала движение в Белое море и 9 сентября прибыла в Архангельск. Сам по себе такой переход в условиях войны — подвиг, но речь идет о корабле длиною всего 45м и водоизмещением 260 т! Кроме этого, «Святой Георгий» стала последней в истории отечественного военного судостроения подводной лодкой, купленной за рубежом.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля