Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Создание первых Торпед для подводных лодок

Говоря о самодвижущейся мине (торпеде), нужно прежде всего вспомнить о нашем соотечественнике И. Ф. Александровском. Создавая свою подводную лодку, он, естественно, думал о вооружении для нее. Рассмотрев все наработанное до него, понимая всю сложность боевого применения буксируемых и шестовых мин, изобретатель решил создать совершенно новое оружие, представляющее подводную лодку в миниатюре.

 

Торпеда Уайтхеда, принятая на вооружение австро-венгерского флота в 1868г

Торпеда Уайтхеда, принятая на вооружение австро-венгерского флота в 1868г.:

1 — гребной винт; 2 — вертикальный стабилизатор; 3 — воздушный резервуар с гребным валом; 4 — машинное отделение; 5 — гидростатическое отделение; 6 — боевое зарядное отделение; 7 — ударник

 

Свое предложение создать самодвижущуюся мину (торпеду) Александровский сделал в 1865г., однако два опытных образца появились лишь в 1874 г. В результате испытаний выявилось, что разработки Александровского существенно уступали по своим характеристикам торпеде Уайтхеда, что и послужило основанием принять предложение последнего, сделанное еще в 1873г., и приобрести для отечественного флота именно его торпеды.

 

«Секрет Уайтхеда» — схема соединения гидростатического аппарата с маятником и горизонтальными рулями

«Секрет Уайтхеда» — схема соединения гидростатического аппарата с маятником и горизонтальными рулями: 1 — эластичная тяга; 2 — балансир гидростатической тяги; 3 — крючок; 4 и 5 — трубчатая и вертикальная тяга; 6 и 7 — рулевые коромысло и вилка; 8 и 9 — составные части рулевой тяги

 

По итогам новых испытаний в 1868г. Австро-Венгрия принимает торпеду Уайтхеда на вооружение своих ВМС. В то же время она была предложена ряду других государств. Вскоре Великобритания, Франция, Италия и Германия закупают ее для своих флотов.

В 1876г. Россия стала шестым государством, закупившим «секрет» торпеды Уайтхеда и получившим право пользоваться им по своему усмотрению без всякого ограничения с одним лишь условием — сохранять изобретение в тайне от других правительств, еще не купивших его. Первоначально новое боевое средство в России называли «самодвижущейся миной Уайтхеда», однако в дальнейшем перешли на ставшее общепринятым наименование — торпеда, по названию особой породы электрических скатов, поражающих свою жертву разрядом электрического тока.

 

Схема подогревательного аппарата

Схема подогревательного аппарата

 

Первой торпедной подводной лодкой отечественного флота становится «Дельфин». Она, как и все подлодки отечественных проектов с наружными решетчатыми торпедными аппаратами Джевецкого, имела на вооружении фиумские 380-мм торпеды, которые также использовались надводными кораблями. Почти одновременно с «Дельфином» в состав отечественного флота вошли подлодки импортных проектов. Они оснащались трубчатыми торпедными аппаратами калибром 450-мм. Специально для них пришлось срочно заказывать 75 торпед в Германии на заводе Шварцкопфа. В то время там уже освоили производство 450-мм торпед образца В/50. Они были короче существовавшего тогда в России стандарта, всего 3,55м длиной. При общем весе 390 кг торпеда несла 50 кг взрывчатки, имела скорость 24 узла и дальность хода — 800м. В 1907 г. начинается выпуск отечественных 450-мм торпед обр. 1907 г., специально созданных для подводных лодок. При длине 5,2м и общем весе 641 кг, она скоростью 40 узлов проходила 600м, скоростью 34 узла — 1000м и скоростью 27 узлов — 2000м. Вес взрывчатого вещества составил 90 кг.

В 1908 г. появляется первая отечественная торпеда с «сухим подогревом», и уже через два года принимается на вооружение аналогичная торпеда обр. 1910г., специально спроектированная для подлодок. Она применялась как из внешних решетчатых аппаратов Джевецкого, так и из трубчатых. При той же длине 5,2м и общем весе 665кг несла 100кг взрывчатки, скоростью 38 узлов проходила 1000м, скоростью 34 узла — 2000м, скоростью 29 узлов — 3000м и скоростью 25 узлов — 4000м.

 

Торпедные авппараты подводной лодки «Акула»

Торпедные авппараты подводной лодки «Акула»

 

Правда, учитывая средние дистанции торпедного залпа 6—7 кабельтовых* (не более 1300м), большими дальностями хода на практике не пользовались.

* Кабельтов — 0,1 морской мили, или 185,2м.

Торпеды Александровского

Торпеды Александровского имели сигарообразную форму с несколько притупленной головной частью и изготавливались из листового железа толщиной 3,2мм. Одна из них имела диаметр 610 мм и длину 5,82м, другая — 580мм и 7,34м соответственно. Их вес составил около 1100 кг. В качестве двигателя использовалась пневматическая одноцилиндровая машина двойного действия с прямой передачей на вал. Сжатый до 60 атмосфер воздух хранился в резервуаре объемом 0,2м3. Для обеспечения равномерного хода торпед давление снижалось с помощью редуктора до 5—10 атмосфер. Глубина движения регулировалась с помощью водяного балласта, а точность хода по направлению обеспечивалась вертикальным стабилизатором. В 1874г. на Кронштадтском рейде прошли испытания, выявившие главный недостаток торпед — малую скорость. На дистанции в 2—2,5км она составила не более 8 узлов в начале пробега и около 5 — в конце.

 

Торпеда Александровского

Торпеда Александровского

 

Роберт Уайтхед, английский инженер-исследователь, работавший в Австро-Венгрии, создал свою первую торпеду в 1866г., то есть через год после соответствующего заявления Александровского. Оба они не знали о работах друг друга, так что можно считать, что идея торпеды в равной мере принадлежит им обоим. Однако Уайтхед являлся владельцем   небольшого механического завода в городе Фиуме, что позволило ему гораздо раньше и качественнее реализовать свой замысел. Тактико-технические характеристики его первой торпеды также нельзя назвать выдающимися: калибр — 355мм, длина — 3,350м, вес — 136кг, вес заряда — 8 кг, давление сжатого воздуха в резервуаре — 25 атмосфер, скорость хода — 6—7 узлов на дистанции 640м.

Уже через год Уайтхед испытывает новую, значительно улучшенную торпеду. В частности, на ней он установил более совершенный гидростатический аппарат с маятниковой коррекцией и пневматическую рулевую машину, управляющую горизонтальными рулями, что потом и будет продаваться, как «секрет Уайтхеда». Через некоторое время изготовил еще одну торпеду большего диаметра. Испытания двух новых образцов дали следующие результаты: точность хода по глубине — 0,6м, вероятность попадания в цель — 55,6 % (из 28 выстрелов по сети длиной 61м, подвешенной под колесной яхтой, удалось достигнуть 16 попаданий).

Влияние на качество торпед

Большое влияние на качество торпед оказал регулятор глубины, изобретенный американцем Кингом в 1870 г. Он представлял собой манометрическую коробку большого объема, оттарированную на определенное забортное давление. При изменении глубины погружения манометрическая коробка сжималась либо расширялась и посредством рычагов перекладывала горизонтальные рули на всплытие или на погружение. Таким образом достигалась стабилизация движения торпеды на заданной глубине. В 1886 г. бывший лейтенант австро-венгерского флота Людвиг Обри изобрел гироскопический прибор. Используя свойство гироскопа сохранять неизменным свое положение в пространстве, он предложил простую и надежную систему управления торпедой. Она состояла из гироскопа, рулевой машины и вертикальных рулей. Это позволило увеличить точность хода торпеды в горизонтальной плоскости.

В 1899г. лейтенант Российского флота И. И. Назаров начал проводить эксперименты с «подогревательным аппаратом» сжатого воздуха в торпедах. Аналогичные эксперименты проводились и в других странах конструкторами Содо, Армстронгом, Гестежи. Их применение позволило ощутимо увеличить скорость и дальность хода торпед. Так, 380-мм торпеды периода Русско-японской войны, поступившие на вооружение отечественных подлодок, скоростью 30 узлов проходили дистанцию 400—600м, а скоростью 25 узлов — 900м. Первая 450-мм торпеда обр. 1904г. скоростью 33 узла проходила 800м, а скоростью 25 узлов — 2000м. Зато торпеда обр. 1908г. с «сухим подогревом» развивала скорость 38 узлов и проходила 1000м, а скоростью 27 узлов — 2000м. Наконец торпеда 45-12 (калибр 45см, год принятия на вооружение — 1912) с «влажным подогревом» скоростью 43 узла проходила 2000м, а скоростью 28 узлов — 6000м. «Влажный подогрев» — это впрыскивание в подогревательный аппарат воды, которая испарялась, и в двигатель поступал не воздух, а парогазовая смесь.

 

Первая торпеда Хоуэлла

Первая торпеда Хоуэлла:

1 — гребные винты; 2 — боевое зарядное отделение; 3 — зубчатое колесо для раскрутки маховика

 

Технические сложности, связанные с созданием компактного, но в то же время мощного двигателя, натолкнули американского конструктора Хоуэлла на идею использования инерционного источника энергии. Его первый подводный снаряд, изготовленный в 1871г., представлял собой цилиндр с конусообразными оконечностями, сквозь который проходил гребной вал, являющийся осью вращения внутреннего цилиндра, служившего одновременно и зарядным отделением, и двигателем. Перед выстрелом внутренний цилиндр при помощи зубчатого колеса, расположенного за кормовым гребным винтом, раскручивался до 3000 об/мин. Запасенной энергии хватало на преодоление 90м со скоростью 5 узлов. В 1874г Хоуэлл внес в проект существенные усовершенствования, но все равно его торпеды не могли конкурировать с разработками Уайтхеда. Однако Хоуэлл не остановился на достигнутом и в конечном итоге в 1888г. его детище приняли на вооружение ВМС США. Действительно, на тот момент характеристики торпеды Хоуэлла вполне были сопоставимы с уайтхедовскими: длина — 2,5м, вес махового колеса — 33 к г, время раскрутки махового колеса до скорости 1000 об/мин — 30 секунд, средняя скорость хода — 24 узла, дальность хода — 720м.

Торпедные аппараты Джевецкого

Торпедные аппараты Джевецкого представляли из себя раму из двух балок — верхней и нижней, соединенных со стороны борта подлодки двумя полубугелями, выгнутыми по форме торпеды. Торпеда укладывалась на нижнюю балку и с наружной стороны охватывалась откидными полубугелями. Их верхний конец фиксировался с помощью пальца-штифта к верхней балке аппарата и был связан со штоком пневматического привода. Перед стрельбой пневматический привод выводил палец-штифт из бугеля и он откидывался, освобождая торпеду. Теперь она удерживалась лишь специальными «щипцами» в своей хвостовой части. Эти щипцы могли поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол до 20°, осуществляя прицеливание торпеды. Последнее теоретически позволяло выполнять залповую стрельбу веером. После отвода торпеды на заданный угол раскрывались щипцы и открывался курок запирающего клапана торпеды, после чего воздух из воздушного резервуара поступал в машину, и торпеда начинала движение к цели.

Использование решетчатых наружных торпедных аппаратов, в отличие от трубчатых, не демаскировало подводную лодку, так как торпеда выходила самоходом, а не выстреливались воздухом. Кроме этого, поскольку торпеда имела нулевую плавучесть, ее уход никоим образом не влиял на плавучесть и дифферент подлодки после выстрела. Но при этом торпеды постоянно находились в переменной среде воздуха и морской воды, что приводило к быстрой их коррозии. Кроме этого, в зимних условиях торпеды обмерзали, а иногда подвергались прямому воздействию льдов, через которые шла подлодка. Все это привело к тому, что, по опыту Первой мировой войны, от торпедных аппаратов Джевецкого полностью отказались.

Трубчатые торпедные аппараты имели две крышки — наружную и внутреннюю. При подготовке к стрельбе торпедный аппарат заполнялся водой (точнее, заполнялся кольцевой зазор между торпедой и стенкой торпедной трубы), затем открывалась передняя крышка, и лишь затем торпеда выталкивалась из аппарата сжатым воздухом.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля