Подводные лодки. Submarine.itishistory.ru
ПОДЛОДКИ МОДЕЛИ ТАНКИ ИСТОРИЯ

Гребной винт для модели корабля

Гребной винт является важной деталью модели корабля и от его правильного подбора зависит ее ход и маневренность.

Гребные винты могут иметь от двух до шести лопастей, которые крепятся радиально на ступице винта. По форме лопасти бывают узколопастные — для скоростных кордовых моделей и широколопастные — для самоходных моделей.

Основными элементами гребного винта являются диаметр, геометрический шаг, площадь и форма  его лопастей.

Диаметром гребного винта называется диаметр окружности, описываемой крайними точками лопастей. Геометрическим шагом называется путь, проходимый крайней точкой лопасти винта за один борот вокруг оси, если рассматривать его как вращение болта по резьбе гайки. В действительности винт в воде за один оборот проходит меньший путь, чем  болт в гайке.

Поверхность лопасти, обращенная к корме, называется нагнетающей, так как при ходе корабля вперед на ней возникают повышенные давления воды. Сторона лопасти винта, обращенная к носу корабля, называется засасывающей, вследствие того, что на ней создаются пониженные давления. Поэтому, чем меньше мощности требует винт для своего вращения и чем большую мощность он отдает в виде упора, тем больше его коэффициент полезного действия (к.  п. д.).

Часть лопасти, которая соединяется со ступицей, называется краем.

Теоретически, чем больше скорость хода корабля, чем больше площадь лопастей при увеличенном диаметре винта, тем больше его к. п. д. При чрезмерном увеличении площади лопастей может оказаться, что мощности двигателя не хватит для вращения винта и число оборотов значительно упадет, упадет и его к. п. д.

В зависимости от направления вращения различают винты правого (по часовой стрелке) и левого (против часовой стрелки) вращения, если смотреть с кормы в нос корабля.

Для двигателей без редуктора с большим числом оборотов. (3000—4500 в минуту) применяют в основном двух- и реже трехлопастные  винты.

Для моделей кораблей следует выбирать диаметр гребного винта до 0,5—0,7 осадки модели корабля. Диаметр ступицы винта должен быть в пределах до 0,2 диаметра винта. Расчет гребного винта моделисту следует производить, придерживаясь винтов, изображенных на чертеже модели, с незначительным допуском на увеличение или уменьшение его диаметра. Изменять количество лопастей нельзя. Винты нужно делать такими, как показано на чертеже корабля  прототипа.

Для моделей со средней масштабной скоростью винты подбирают с малым шагом, а для моделей с высокими скоростями (торпедные и ракетные катера) больше подходят винты с большим шагом.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

Методов изготовления гребных винтов существует несколько. Мы остановимся на методах более распространенных среди моделистов: простейшем для начинающих моделистов и более сложном для моделистов, умеющих работать с инструментом или работающих под руководством  опытных инструкторов.

Первый способ изготовления трехлопастного гребного винта не требует сложного инструмента и особых материалов. На пластинке латуни, меди или жести толщиной 1—0,5 мм циркулем проводится окружность с диаметром, равным диаметру гребного винта. По шаблону, изготовленному из картона, фанеры или тонкого оргстекла, очерчивают контуры лопастей вместе со ступицей и по очерченным местам вырезают его ножницами, с таким расчетом, чтобы прорези, в зависимости от размеров гребного винта, не доходили до центра на 3—7 мм. В центре нужно просверлить отверстие для гребного вала. Вырезанные лопасти изгибают на угол 30—35° по отношению к ступице. Края лопастей закругляют напильником, заостряя входящие кромки. Гребной винт припаивают к гребному валу, а за гребным винтом на конце вала ставят обтекатель конической формы, его можно сделать из свинца, олова   или пластмассы.

Второй метод сложнее первого, но он более распространен среди моделистов-спортсменов, а качество гребных винтов и их к. п. д. намного выше, чем у первых.

Чтобы изготовить гребной винт, нужно сделать шаблоны лопастей с припуском в корне для впайки их в ступицу. Для лопастей подходит листовая латунь толщиной от 1—2 мм. На нее по шаблону наносят контуры гребного винта, а затем лопасти вырезают ножницами или вырубают зубилом. Зажав их вместе с шаблоном в тиски, обрабатывают напильником, придавая лопастям форму в продольном сечении постепенно суживающуюся от корня к внешнему краю, а в поперечном сечении выпуклую в сторону носа корабля. Входящая кромка лопасти должна быть острой, выходящая — тупой.

Ступицу желательно выточить из латуни на токарном станке.

Пропилы для лопастей делают под углом 45—60° к оси. В них вставляют лопасти и запаивают. Для того чтобы шаг гребного винта на всех его лопастях был одинаков, после пайки его балансируют, т. е. одевают гребной винт со ступицей на стержень или иглу, которая опирается на два лезвия бритвы, и в случае перевешивания какой-либо из лопастей, с нее напильником снимают лишний металл вблизи корня, не нарушая ее формы. Затем гребной винт тщательно полируется. Это не только повышает коэффициент полезного действия двигателя, но и придает модели законченный вид.

Можно изготовлять гребные винты и методом отливки из металла, пластмассы или оргстекла. Но, к сожалению, это требует сложных  приспособлений.

Предыстория Подводной лодки

Первые двигатели для Подводных лодок

Первое оружие Подводных лодок

Почему Подводная Лодка не тонет

Первые работоспособные Подводные лодки

Тактико-технические элементы первых Подводных лодок

Первые двигатели сгорания на Подводных Лодках

Создание первых Торпед для подводных лодок

Жилое помещение на Подводной лодке

Подводные лодки на Войне

Позиционные Подводные лодки

Подводные минные заградители

Паросиловые установки на Подводной лодке

Погружение Подводной лодки

Перископ на Подводной лодке

Гидроакустика на Подводной лодке

Эхопеленгование на Подводной лодке

Радиолокация на Подводной лодке

Торпеда — главное оружие Подводной лодки

Подводные лодки Крейсера

Основные тактико-технические элементы подводных крейсеров

Подводные Авианосцы

Вентиляционные трубы Подводной лодки

Спасательный комплекс Подводной лодки

Анализ Подводных лодок после Второй мировой войны

Двигатели для Подводной лодки

Разработки двигателей для Подводной лодки

Схема электродвижения Подводной лодки

Первые Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Многоцелевые атомные Подводные лодки

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Баллистические ракеты Подводных лодок

Подводные лодки с ядерной энергетической установкой

Минно-торпедное оружие Подводных лодок

Крылатые ракеты Подводных лодок

Спасательная камера Подводной лодки

Конструкция корпусов современных Подводных лодок

Центральный пост дизельной подводной лодки

Навигационное вооружение Подводных лодок

Летопись подводного флота

Основы теории корабля

Модель торпедного катера

Модель тральщика

Модель подводной лодки

Модель противолодочного корабля

Модель эскадренного миноносца

Модель крейсера

Двигатели для моделей кораблей

Гребной винт для модели корабля